Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

Книга 1835-36 года. Журнал Телескоп, издание Н.И. Надеждина

1835-36 год. Знаменитый журнал Телескоп, издание Н.И. Надеждина
Это один из последних номеров журнала, содержащий письмо Надеждина от 20.10.1836 года - дата начала следствия, приведшего к закрытию журнала, ссылке издателя и к концу карьеры цензора!

Читайте подробнее в описании к товару
50000 руб. Артикул: K0001 Задать вопрос по этому товару

 

Это оригинальное редкое антикварное издание 1836 года.
Раритет 180-ти летней давности, не копия и не репринт!
 
 
 
ТЕЛЕСКОПЪ
 
ЖУРНАЛЪ
СОВРЕМЕННАГО ПРОСВЪЩЕНIЯ,
издаваемый
НИКОЛАЕМЪ НАДЕЖДИНЫМЪ.
ЧАСТЬ XXX
Che chi ha i duo occhi, il veda! ALFIERI
 
МОСКВА В типографiи Н.СТЕПАНОВА
1835
 
"Печатать позволяется, с тем чтобы по отпечатании
представлены были в Ценсурный Комитет три экземпляра.
Москва, Августа 22 дня, 1836 года. Ценсор А.Болдырев."
 
 
 
 Вашему вниманию предлагается один из последних (30-ый, 392 страничный номер) известнейшего журнала Телескоп, выпущенный со значительной задержкой (номер за декабрь 1835, отпечатан осенью 1836 года; по причине того, что издатель Надеждин из-за неразделённой любви, бросив все свои дела, уехал на несколько месяцев в путешествие в Европу). Книга содержит послание "От издателя" Надеждина, извиняющегося за задержки в выпусках и обещание перед подписчиками выполнить намеченную программу полностью. Данное послание датировано 20 октября 1836 года.  Именно в этот день за публикацию в одном из номеров Телескопа «Философического письма» Петра Чаадаева (друга А.С. Пушкина) было начато расследование, приведшее к запрету и закрытию журнала, ссылке издателя Надеждина, объявление Чаадаева сумасшедшим и конец карьеры цензора Болдырева, разрешавшего печать журнала.
 
 Письмо "От издателя.
 Издатель глубоко чувствует свою вину, замедлив так долго выдачей "Телескопа" за прошлый год. Но он дозволяет себе ласкаться надеждою, что публика будет иметь благосклонную, снисходительную внимательность к тем обстоятельствам, которыя были причиною этой медленности. За отъездом его в чужие края, в начале прошлаго года, последовала непредвиденная остановка, совершенно не зависевшая от редакции, которой вверено было продолжение журнала. Эта остановка разстроила так ход дел, что по возвращении своем, к началу нынешняго года, он нашел изданными только половину книжек. Между-тем начался новый год; и издатель увидел себя принужденным делать двойное дело. Но у него не было двойнаго времени; он мог только удвоить свои труды; и конечно никто не упрекнет его в недостатке деятельности... Теперь совесть его очищена. Публика, хотя поздо (напечатанно именно так - прим. OLDGRAVURA) получает сполна все, что ей следовало. Годовое издание совершенно выполняет все материяльныя условия программы. Относительно выбора содержания, смело можно сказать, что он делан был с усердием. Сверх-того, время еще впереди. Посвятив себя труду, издатель надеется загладить прошедшее будущею неутомимою деятельностью. Man tann, mas man will!
20 октября 1836. Москва. Надеждин."
 
Причина отъезда издателя Надеждина в "чужие края": неразделенная любовь к сестре А.В.Сухово-Кобылина (в будущем писательница Евгения Тур, 1815–1892) повлекла за собой уход Надеждина с кафедры  Московского Университета и его путешествие в 1835 году по странам  Европы - Германия, Франция, Швейцария, Италия, Австрия.
 
 Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая [7 июня] 1794, Москва — 14 [26] апреля 1856, там же) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, друг А.С. Пушкина.
 В 1829—1831 годах создал своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», «духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии». Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
 Цель религии и смысл всякого существования Чаадаев полагает в установлении на Земле «царства Божьего» и «совершенного строя». Чаадаев утверждает, что наша цивилизация, которая раскинулась от Германии до Китая (от Одера до Берингова пролива), не принадлежит ни Востоку, ни Западу.
 Окидывая взглядом историю России, Чаадаев обнаруживает в ней «мрачное и тусклое существование», где нет внутреннего развития. Чаадаев подвергает критике православие за то, что оно, в отличие от западного христианства, не способствовало освобождению низших слоев населения от рабской зависимости, а, напротив, закрепило крепостничество во времена Годунова и Шуйского. При этом народы Запада (англичане, кельты, германцы, греки, римляне, скандинавы) образуют Европу, суть которой в идеях долга, справедливости, права и порядка. Благоденствие Европы является следствием обретения ею истины.
 Чаадаев размышляет над соотношением веры и разума. С одной стороны, вера без разума — это мечтательная прихоть воображения, но разум без веры также существовать не может, ибо «нет иного разума, кроме разума подчиненного». И подчинение это состоит в служении благу и прогрессу, который состоит в осуществлении «нравственного закона».
 Образ Божий в человеке, по его мнению, заключен в свободе.
 Чаадаев противопоставляет сознание и материю, полагая, что они имеют не только индивидуальные, но и мировые формы. Так «мировое сознание» есть не что иное как мир идей, которые живут в памяти человечества.
 Чаадаев считал, что история человечества должна включать имена таких деятелей как Моисей и Давид. Первый «указал людям истинного Бога», а второй явил «образ возвышенного героизма». Цель истории — восхождение к Царству Божьему. Реформацию он называет «прискорбным событием», разъединившим единую христианскую Европу.
 Чаадаев лестно высказывается об исламе и Мухаммеде, признавая их заслугу в искоренении многобожия и консолидации Европы. Он использует термин «арабская цивилизация».
 В последнем письме он говорит о том, что когда-нибудь на земле установится «нравственный закон» в рамках единого планетарного общества.
 
 Знаменитое стихотворение Пушкина, посвященное другу Чаадаеву:
 
К Чаадаеву
 
 Любви, надежды, тихой славы
 Недолго нежил нас обман,
 Исчезли юные забавы,
 Как сон, как утренний туман;
 Но в нас горит еще желанье,
 Под гнетом власти роковой
 Нетерпеливою душой
 Отчизны внемлем призыванье.
 Мы ждем с томленьем упованья
 Минуты вольности святой,
 как ждет любовник молодой
 Минуту верного свиданья.
 Пока свободою горим,
 пока сердца для чести живы,
 Мой друг, отчизне посвятим
 Души прекрасные порывы!
 Товарищ, верь: взойдет она,
 Звезда пленительного счастья,
 Россия вспрянет ото сна,
 И на обломках самовластья
 Напишут наши имена!
 
 А.С. Пушкин
 
 
История закрытия журнала:
20 октября Уваров направил ко всем председателям цензурных комитетов циркуляры, где предписывал им не позволять в периодических изданиях ничего, относящегося к статье «Философические письма» Чаадаева: ни похвал, ни критик, ни опровержений 
22 октября Николай I, прочитав письмо, ставит следующую резолюцию: "Прочитав статью, нахожу, что содержание оной есть смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного: это мы узнаем непременно, но не извинительны ни редактор журнала, ни цензор. Велите сейчас журнал запретить, обоих виновных отрешить от должности и вытребовать сюда к ответу"
23 октября - Бенкендорф во исполнение императорской воли пишет Голицыну, что Чаадаев страдает расстройством ума, и следует поручить его лечение искусному медику. Также предписывается запретить журнал и отправить Надеждина и Болдырева в Санкт-Петербург для дознания.
29 октября - бумаги Чаадаева опечатаны и доставлены к Перфильеву для пересылки в Санкт-Петербург.
30 октября - Надеждин и Болдырев отправляются в столицу.
2 ноября - первый допрос Чаадаева.
5 ноября - Надеждин и Болдырев прибывают в Санкт-Петербург. Начинаются допросы и проверка показаний.
6 ноября - обыск на квартире Белинского, где хранились бумаги Надеждина. Все документы изъяты.
28 ноября - Комиссия сводит результаты следствия и собственные выводы в доклад и представляет его Государю. 
30 ноября - Николай ставит на этом докладе резолюцию: "Чаадаева продолжать считать умалишенным и как за таковым иметь медико-полицейский надзор, Надеждина выслать на житие в Усть-Сысольск под присмотр полиции, а Болдырева отставить за нерадение от службы; в прочем согласен с мнениями комиссии"
 
 "ТЕЛЕСКОП" (1831—1836) — «журнал современного просвещения», издаваемый в Москве Н.И.Надеждиным (с 1834 при ближайшем участии В.Г.Белинского). Журнал отстаивал идеи народности, требовал сближения филосовской теории с действительностью. В первые годы с «Телескопом» сотрудничали М.П.Погодин, С.П.Шевырёв и другие. В нём печатались А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.И.Полежаев, Н.В.Станкевич, А.В.Кольцов.
 Закрыт после публикации «Философического письма» П.Я.Чаадаева. Как письмо могло миновать цензуру? Цензор Алексей Васильевич Болдырев с 1832 года являлся ректором Московского университета и был не только знаком, но и в некотором роде дружен с Надеждиным, они жили в одном доме. С осени 1833 года назначен постоянным цензором журнала. Доверие стало причиной печального конца карьеры Болдырева.
 Чтение корректурных листов происходило за картами, в гостях. Цензор, уже довольно пожилой человек, доверился Надеждину, который сам зачитывал письмо, опуская наиболее опасные места. Прослушав в пол-уха это уже "цензурированное" сочинение, 29 сентября 1836 года ректор выдал разрешение печатать последний 34-ый номер журнала. Надеждин фактически обманул Болдырева, поскольку не мог не предполагать, что пропущенная статья такого рода немедленно вызовет реакцию в Главном цензурном управлении.
 
 
Ниже Вашему вниманию предлагается полное 
оглавление предлагаемого издания.
 
"ОГЛАВЛЕНИЕ
 
НАУКИ
О нравственном образовании народа во Франции. (Эрнеста Фальконне)...1
Материялы для Истории Гетманщины. О Козаках. Брошюрка В.А.Мацеиовскаго, автора "Истории Славянских Законодательств" (Перев. Ореста Эвецкаго)...294
 
ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
Крао. Повесть. (Евгения Сю)...118
Совесть. Повесть. (Бальзака)...198
Предсказательница. Повесть. (И.Петрова)...276
 
КРИТИКА
Опыт нравственной философии. Сочинение магистра А.Дроздова. Изд. Св.Ф.Сидонский. (В.Белинскаго)...337
(ПОСЛЕДНЯЯ СТАТЬЯ БЕЛИНСКОГО В "ТЕЛЕСКОПЕ"! - прим. OLDGRAVURA.RU ознакомится со статьёй: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0930.shtml )
 
СМЕСЬ
I Деверь.
II О Русских Курганах.
III Об Индии и причинах препятствующих ея благосотоянию.
IV Исправительные и полицейские суды в Лондоне.
V Мнение Лондонскаго и Вестминстерскаго "Review" о француских романистах девятнадцатого столетия.
VI Важность английских таможен...380-396"
 
 
 
Отрывок из материалов для Истории Гетманщины. О Козаках стр.294-336: (орфография сохранена)
 
 "...Гердер сказал когда-то, что соседство с Германцами на западе и с Татарами на востоке было одним из главнейших несчастий, испытанных Славянами.... Здесь целый край принял самый грозный вид и, установляя во всей силе рыцарское право, положил твердое основание своей защите. Владельцы сельских недвижимостей преобразовались в наездников, сделались защитниками отечества и названы с татарского "козаками". Как Татары дали это имя своему рыцарству, отправлявшемуся в чужия страны на разбои и грабительства, так и Русины называли козаками тех, которые или отражали вражеские напады, или с целью мести распространяли те же опустошения в татарских, а напоследок и в турецких землях. Удивительно, что слово "козак" почти совершенно в таком значении понимали Чехи ещё в начале 14 века... Всякой, не входивший в число козаков, принадлежал к низшему классу граждан; а именно был купцом, мещанином, крестьянином и т.п.... Главою правительства был гетман, котораго козаки выбирали вольными голосами из войсковых старшин..." Далее идёт подробное описание истории казачества с датами, именами, историческими событиями, приводятся оригинальные народные песни.
 
Отрывок из статьи "Деверь":
 
 "...В славянских землях имя "деверь" жалуется родному брату человека, вступающаго в брак, и дается ему для того что этого требует славянский сватебный (напечатано через "т" - прим. OLDGRAVURA.RU) обряд, брачная славянская церемония... деверь всегда стоит на карауле у той двери, за которою разоблачается новобрачная; он же только имеет право отворять эту дверьдля родимаго своего брата, молодаго супруга, наконец он-же есть первый бирючь (провозгласитель) совершения брака, он первый отворяет дверь, и первый, наливши сладкаго соку винограднаго (молодаго вина), выпивает его за здравие счастливых! Тут уже по следам деверя и все идут с поздравлениями к молодым в дверь не затвореную: тогда у всех полетят заздравные кубки к синему небу; громко все гаркнут во здравье, и начинаются песни и пляски безконечныя; а всему началом был деверь: он для гостей размахнул ворота широкия. Все ключи от замков им отобраны, они висят на его телковом кушаке; он поет, пляшет и ключами погромыхивает!..."
 
Отрывок из статьи "Об Индии и причинах препятствующих ея благосостоянию":
 
 "История Индии есть ряд ужасов, говорит г.Жакобс. С самаго завоевания магометанами, эта страна раззорялась безпрестанно огромными армиями: то ордами Тамерлана, то какого-нибудь Бабура, то Надира; но чаще всего дикими шайками различных властителей, споривших о первенстве. Ничто не объясняет бедственнаго состояния этого общества так хорошо, как  существование двух выражений "wulsa" и "joar", равнозначительных которым нет ни в одном языке. При приближении вражескаго войска несчастные  обитатели Индии зарывали в землю пожитки, слишком тяжелые чтоб нести с  собою, и потом все, мущины, женщины и дети отправлялись искать убежища от бедствий войны... Эти переселения толпами назывались "wulsa". Слово "joar" выражает положение еще ужаснейшее. Индусы, доведенные до отчаяния оружием мусульман, решались часто сожигать жен и детей своих, чтоб  избавить их от поругания в случае плена. Это ужасное действие, повторявшееся тысячи раз, выражалось словом "joar"."
 
Отрывок из статьи "Исправительные и полицейские суды в Лондоне":
 
 "Уголовный Лонлонский Суд (the Court of quarter sessions) занимается всеми делами, которыя, превышая дела заведываемыя полицией, должны судиться присяжными, хотя и не могут назваться настоящими преступлениями. Сведения, собранныя полицией, подвергаются так называемому большему жюри, который и решает: подлежит ли это дело суждению, или нет. Если жюри отвечает  утвердительными словами: "a true bill", суд начинается; если же напротив скажет: "gnoramus", обвиненный освобождается от всякого преследования... власть судьи обширна; кража вещей почти равноценных, смотря по обстоятельствам наказывается очень разнообразно. Вот несколько примеров виденных мною.
 "Одна женщина, мать четверых детей, поведения неукоризненнаго, украла кусок говядины с прилавка мясника. Ее осудили на пятнадцатидневное темничное заключение."
 "Негодяй, уже замеченный в дурном поведении, украл очень дешевую табакерку. Его сослали на семь лет в Новую Голландию (Австралию - прим. OLDGRAVURA.RU)" В Пруссии каждое из этих дел составило бы толстый том бумаг и продолжалось бы несколько месяцев. Здесь оно решается в несколько минут, и не только судьи, присяжные и зрители, но и обвинитель и обвиняемый выходят с полным убеждением, что дело было разсмотрено и обсуждено достаточно и справедливо..."
 
 
 Надеждин Николай Иванович (1804—1856) (псевдоним Никодим Недоумко с Патриарших прудов) — русский критик 1830-х годов, профессор словесных наук Московского университета. Родился в семье сельского дьякона, учился в рязанском духовном училище и Московской академии, по окончании которой преподавал богословие в рязанской семинарии.
 Начало литературной деятельности Надеждина относится к 1828, когда он выступил в «Вестнике Европы» со статьей «Литературные опасения за будущий год». После ряда критических работ Надеждин написал диссертацию на латинском языке, получил после ее защиты степень доктора словесных наук и был назначен в 1831 году в Московский университет профессором по кафедре изящных искусств и археологии. Одновременно организовал журнал «Телескоп».
 Литературно-критическая деятельность Надеждина продолжалась до 1836 года, когда за помещение «Философических писем» П.Я.Чаадаева «Телескоп» был закрыт и Надеждин сослан в Усть-Сысольск. По возвращении из ссылки в 1838 Надеждин занимался этнографическими и историческими исследованиями, в частности историей религии; с 1842 редактировал «Журнал Министерства внутренних дел». Николаевский режим сделал себе еще одного честного слугу.
 
 Белинский Виссарион Григорьевич (1811 - 1848), литературный критик. Родился 1 июня (13 н.с.) в крепости Свеаборг в семье флотского врача. По окончании местного уездного училища поступает в Пензенскую гимназию,но учился не столько в классах, сколько по книгам, нередко поражая своихучителей знаниями, далеко выходящими за пределы гимназической программы. Рано знакомится с сочинениями Пушкина, Жуковского, Шекспира, Гёте. Его любимым поэтом был А. Пушкин.
 Осенью 1829 успешно выдержал экзамен и был зачислен студентом факультета словесности Московского университета. Семья не могла оказывать ему материальную поддержку, поэтому приходилось надеяться на самого себя: подрабатывал на жизнь уроками и переводами, как большинство студентов из малоимущих.
 В 1830 пишет драму "Дмитрий Калинин"и представляет ее в цензурный комитет университета, который признает пьесу "безнравственной" и запрещает ее публиковать и ставить на сцене. Цензор даже пригрозил сослать автора в Сибирь или отдать в солдаты. Поскольку Белинский по болезни не сдал своевременно экзамены, университетское начальство в сентябре 1832 отчислило его из университета по причине "слабого здоровья и притом по ограниченности способностей".
 Очутившись за порогом университета, Белинский не пал духом. Он продолжал заниматься самообразованием, зарабатывая на хлеб мелкой журналистской работой и переводами с французского. Весной 1833 Белинский начинает работать в журнале Н. Надеждина "Телескоп". В 1836 правительство закрыло "Телескоп" за публикацию "Философического письма" П. Чаадаева. Белинский остался без журнальной трибуны и без средств к существованию. Он живет случайными заработками.
 В 1838-39 сотрудничает с журналом "Московский наблюдатель". В 1839 Белинский переезжает в Петербург, где ведет в журнале "Отечественные записки" литературно-критический отдел, публикуя свои статьи и заметки почти в каждом номере. В 1843 он женился на Марии Васильевне Орловой. У Белинских родилось трое детей. Жизнь становится все труднее, но творчество все интенсивнее. В "Отечественных записках" появляются обширные статьи, посвященные творчеству Лермонтова, - "Стихотворения М. Лермонтова" и "Герой нашего времени" - и одиннадцать статей под общим названием "Сочинения Александра Пушкина". Эти статьи доныне остаются классическими, непревзойденными шедеврами русской критики. Нещадно эксплуатируемый издателем журнала А. Краевским, в 1846 Белинский вынужден порвать с "Отечественными записками". В 1847 журнал "Современник" переходит в руки Н. Некрасова и И.Панаева, и Белинский возглавляет в нем критический отдел. Однако прогрессирует его болезнь (туберкулез). На средства, собранные Боткиным, он едет лечиться за границу. К осени 1847 Белинский вернулся в Петербург и принялся за работу над одной из самых глубоких статей "Взгляд на русскую литературу 1847 года". С наступлением сырой и холодной погоды болезнь опять обострилась, но критик не прекращал работы. В конце жизни Белинским стало интересоваться 3-е отделение, и смерть, возможно, избавила его от каземата Петропавловской крепости. 26 мая (7 июня н.с.) 1848 великий критик скончался.
 
 Описание книги: 210 х 127 х 38 мм, чистый лист в начале + 392 страницы текста + чистый лист в конце. Переплет полукожанный; потрепаны углы переплета; имеется трещина, надрывы и утери корешка. Блок крепкий, выпадающих тетрадей нет. Страницы в очень хорошем состоянии, имеются пятна старения бумаги от возраста.
 В целом очень привлекательный антикварный журнал в формате книги с тиснением по корешку, украсит не только Вашу книжную полку, но и скрасит Ваш досуг увлекательным чтением. Благодаря прижизненным публикациям знаменитых авторов, редактуре Н.И.Надеждина, заметкам В.Г. Белинского представляет не только коллекционный интерес, но и историческую ценность.
 Раритетное издание, редко встречающееся в букинистической торговле. Цена в букинистических магазинах на номера "Телескопа" доходит до 120 000 рублей.
 
 
 
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.
 


Рекомендуем