1200-1500 гг. Рукописный манускрипт, Эфиопия
Размер листа 186 х 139 мм. Фрагмент христианского молитвенника, создан на пергаменте - натуральной коже животного.
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Подлинник. Антикварный рукописный манускрипт.
Превосходный и хорошо сохранившийся
образец рукописного искусства.
Манускрипт, фрагмент христианского молитвенника, Эфиопия
Размер листа 186 х 139 мм, 22 линии текста черным и красным, пергамент крепкий с обычной настройкой в хорошем состоянии, структура кожи просматривается. На фото изображены обе стороны рукописи. Рисунок с флористическим орнаментом на нижнем поле одной из сторон листа.
Дата создания манускрипта варьируется в широких пределах от XIII века вплоть до начала 1700-ых годов. Так как письмо на коже животных - пергаменте в Эфиопии практиковалось до 1700-ых гг. Статистически наиболее вероятно - не позднее 1500-ых гг. Точная датировка осложнена из-за отсутствия доступных документированных данных по рукописным изданиям данного региона. Используемый язык и способ письма - Эфиопское письмо (алфавит геэз) — официальное письмо Эфиопии (Абиссинии) и Эритреи. Это единственное оригинальное письмо в Африке, которое в ходу на протяжении тысячи лет. Однако собственно эфиопское письмо возникло к XIII—XIV вв., когда древний геэз начал вытесняться амариньей, или амхарским языком. Тогда, после длительного кризиса династия Шоа воссоздает империю Аксум. Сложное переплетение влияний (сабейское, сирийское, египетское, армянское, индийское, мероитское, греческое, а в новое время ещё и арабское) затемняло не только структуру эфиопского письма, но делало до крайности своеобычной форму знаков. При первом взгляде на эфиопский текст возникает ощущение гениальной дисгармонии графического рисунка: буквы напоминают жуков с растопыренными лапками. Палеография эфиопского письма стабильна на протяжении веков и начала меняться только в наши дни.
Манускрипт - manuscriptum (от лат. manus - рука и scribo - пишу), рукопись безотносительно к её размеру и форме (может быть в виде отдельных листов, свитка или кодекса), преимущественно древняя.
Немного о христианстве в Эфиопии: подавляющее большинство жителей страны православные христиане. Однако церковные службы, молитвы, иконы, убранство церквей, их внешний вид весьма условно напоминает православные. Население религиозно и по наши дни. Проводя службы, священники пританцовывают, молящиеся читают стихотворения и гимны, посвященные житию святых, церковнослужители ходят в габи белых марлевых накидках с красочными орнаментами и с разноцветными зонтиками от солнца. Вместо икон в храмах висят папирусные и тканные картины в рамках на темы нового завета. Сами церкви очень аскетичны, имеют в большинстве своем круглую форму.
Эфиопы-христиане отмечают все церковные праздники, соблюдают посты и постные дни, обязательно посещают церковь и совершают утреннюю молитву. Коптский календарь, по которому живет Эфиопия, с незапамятных времен отстает от нашего летосчисления на 7 лет и восемь с лишним месяцев. Год разделен на 13 месяцев. Время в течение суток тоже исчисляется по-иному. Часы начинают считать от восхода солнца - в шесть утра начинаются новые сутки (т.е. семь часов утра равны часу ночи).
Христианская вера распространилась в Эфиопии начиная с IV века. В это время Аксумское царство, наследницей которого является современная Эфиопия, было просвещенным государством со славной историей. Его цари вели свою родословную от Менелика I, сына царицы Шевы (Савской) и Соломона, царя Израиля. Визит царицы ко двору Соломона был следствием давнего внимания двух народов друг к другу. Согласно библейским текстам, Моисей женился на "Ефиоплянке", пророк Амос уверял, что сыны Израилевы для него - как сыны "Ефиоплян". Многочисленные цитаты из библии подтверждают значимость Эфиопии в истории христианской религии. По сей день имя Соломон популярно в Эфиопии, и его с гордостью носят многие мужчины.
При царе Эзане христианство стало государственной религией Аксума, сменившей иудаизм и язычество. В 343 г Эзана лично просил святителя Афанасия, архиепископа Александрийского, рукоположить в сан архиепископа Эфиопского римского христианина Фрументия, давно и успешно проповедовавшего Евангелие при Аксумском дворе. По возвращении нового архиепископа из Александрии, царь вместе со многими подданными принял крещение.
Христианство в Эфиопии было идейной опорой сопротивления мусульманам, отрезавшим страну от единоверцев после исламизации Египта и Нубии. Может быть, поэтому твердое соблюдение традиции стало нормой в эфиопской церкви, которая донесла до нашего времени ряд ветхозаветных законов и установлений, таких как обрезание, соблюдение субботы, отказ от свинины. Эфиопская традиция утверждает, что у царицы Савской был сын от царя Соломона, Менелек, который впоследствии увез в Саву (территория современной Эфиопии) Ковчег, в котором хранились каменные скрижали Завета (таблички с написанными на них Десятью заповедями).
В V веке до нашей эры кожа уже употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. Египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии,запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи и пустили её в оборот. Иногда в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197-159 до н. э.). Популярности пергамента способствовало то, что на нём (в отличие от папируса) есть возможность смыть текст, писанный растворимыми в воде чернилами и нанести новый, а так же можно писать с обоих сторон листа.
Средние века знали два основных сорта пергамента, на которых писались рукописи: пергамент и веллум (также велен). Для изготовления пергамента употреблялись шкуры овец, баранов, телят, иногда других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворожденных ягнят и телят. Пергамент был толще и грубее веллума, однако веллум начали широко применять в производстве книг только с конца XII века.Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаментщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жесткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трех до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой. При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жир, не удаленный при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету. К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным. Для писания и иллюминации (разукрашивания) использовались краски из натуральных пигментов, в результате получались удивительные по насыщенности и глубине красные, синие, зеленые, желтые и прочие цвета.
Желаем удачного пополнения Вашей коллекции!
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
Обратная сторона манускрипта:
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1