1817 год. Слободской дворец, здание МГТУ им.Баумана - архивное описание
Размер рамы: 36,7 x 32,9 см. На гравюре показан Слободской дворец после войны 1812 года, в здании которого с 1930-го года размещается Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Подлинная старинная гравюра-акватинта 1817 года печати
Возраст более 200 лет.
Москва, Слободской дворец (здание МГТУ им.Баумана)
Размер рамы: 36,7 х 32,9 см. Редкая техника печати гравюры - акватинта (разновидность офорта). Чистая обратная сторона. Отличное коллекционное состояние. На гравюре показан Слободской дворец после войны 1812 года, в здании которого с 1930-го года размещается Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Современное обрамление в коллекционный багет из натурального дерева с вензелями и патинированием под старину, два слоя бархатного картона-паспарту с декоративной v-канавкой, высококачественное тонкое стекло "Фениция" пр-во Израиль, верхний подвес гравюры бескислотной консервационной лентой, задник из паспарту, пылевая защита, подвес рамы - трос, гарантийный сертификат.
Слободской дворец — здание, находящееся в Москве на 2-й Бауманской улице. Располагается на месте усадьбы канцлера Алексея Бестужева-Рюмина. В 1767 году Екатерина II пожаловала его владения графу Александру Безбородко, у которого через десять лет имение выкупил Павел I для своей резиденции. Главный дом был перестроен архитектором Матвеем Казаковым.
После пожара 1812 года комплекс был реконструирован архитектором Доменико Жилярди при поддержке Афанасия Григорьева. С 1826-го находился в ведомстве Воспитательного дома, который организовал в стенах дворца ремесленное училище. В 1930 году оно получило название Механикомашиностроительный институт имени Баумана.
В 1749 году на заболоченном берегу реки Яузы начал строительство усадьбы канцлер Алексей Бестужев-Рюмин. Этот участок граф выбрал, чтобы находиться близ Лефортово, где нередко останавливалась Елизавета Петровна со свитой во время пребываний в Москве. Параллельно с этим вельможа возводил дом в Санкт-Петербурге на Каменном острове, поэтому московский проект под руководством архитектора Петра Гейдена продвигался медленно. Возведение здания было окончено в 1753 году. Главная роль в ансамбле отводилась парку с фигурными прудами, спускающимися к реке. Усадьба имела сложную п-образную структуру с возвышающейся центральной частью. Здание повторяло планировку столичного имения графа, чтобы он мог не изменять своим привычкам. Хозяин хотел сохранить нейтральность фасадов по сравнению с соседствующим Анненгофом, однако современники отмечали роскошь внутреннего убранства дома.
Отделочные работы в имении продолжались вплоть до 1758 года, когда из-за придворных интриг Бестужев-Рюмин впал в немилость государыни и был сослан в село Горетово, а его имущество конфисковали. Во время правления Екатерины II бывшего канцлера оправдали и дворец снова перешёл в его собственность. Однако, не желая больше участвовать в государственных делах, он предложил императрице выкупить московскую усадьбу в счёт казны за 34 тысячи рублей. По другим данным, Екатерина II приобрела строение уже после смерти вельможи у его наследников.
В 1767 году эти владения пожаловали графу Алексею Орлову, который редко использовал новую усадьбу. Здание медленно ветшало, и в 1778-м его планировали разобрать на материалы для возведения царских покоев. В этот период дом выкупило ведомство строительства Екатерининского дворца, но задумка не была воплощёна в жизнь, и в 1787 году императрица даровала усадьбу канцлеру Александру Безбородко. По мнению исследователей, такой подарок вельможа получил как благодарность за сопровождение во время поездки в Крым. В его письмах к матери сохранилось описание этой милости:
«Подарив дом, государыня повелела оный починкой исправить, надстроить и перестроить по данному от меня плану на счёт казённый, от Екатерининского нового здесь дворца. Таким образом, по милости её величества буду я иметь в Москве один из лучших домов и в самой здоровой части города. »
Для реконструкции усадьбы Безбородко пригласил архитекторов Джакомо Кваренги, подготовившего проект нового дома, и Матвея Казакова. Некоторые исследователи полагают, что в работах также принимал участие Николай Львов. Новое здание было возведено на старом фундаменте и объединяло вместе прежние корпуса, убранство дворца оформили в стиле классицизм. Главный ризалит строения дополнили третьим этажом, центральный фасад украсили шестиколонным портиком, а задний — полукруглой террасой. Польский король Станислав Понятовский так описывал интерьеры дома:
«Петербургский дом Безбородко, который богаче драгоценными картинами, не может равняться с московским в великолепии убранства. Многие путешественники, имевшие случай видеть Сен-Клу в то время, когда он вполне отделан был для французской короны, утверждают, что в украшении безбородкинского дома более пышности и вкуса. Золотая резьба на стульях работана в Вене, а лучшая бронза куплена у французских эмигрантов; в обеденном зале находится парадный буфет, которого уступы установлены множеством прекрасных сосудов, золотых, серебряных, коралловых и т. д. Обои чрезвычайно богаты; некоторые из них выписаны, другие деланы в России. Китайская мебель прекрасна.»
Павел I гостил в усадьбе Безбородко во время подготовки к коронации в 1797 году. По легенде, однажды он отметил, что внутренний сад дома стал бы отличным плацем для учений. Желая угодить монарху, вельможа велел за ночь разровнять участок и выкорчевать все деревья. Император был так впечатлён этим жестом, что приобрёл имение. По некоторым данным, он также пожаловал графу взамен пустующий участок ниже по течению Яузы близ Николоворобинского переулка.
В правление Павла I бывшую усадьбу Безбородко перестроили и она стала называться Слободским дворцом в честь Немецкой слободы, на территории которой располагалась. Для реконструкции здания пригласили Матвея Казакова, переоборудовавшего строение под московскую резиденцию императора. Работы велись круглосуточно, на них было задействовано 1600 человек. В расположенном по соседству Марлинском дворце устроили служебные помещения, которые соединили галереями с главным зданием. Дворец Лефорта, обустроенный для пребывания великих княжон, планировалось также объединить с комплексом, но эта идея не была осуществлена. Один из корпусов соединялся с деревянной домовой церковью, возведённой Елизвым Назаровым по проекту Василия Баженова.
Александр I останавливался в Слободском дворце во время коронационных празднований в 1801 году. 6 июля 1812 года в стенах этого здания император прочёл патриотическое воззвание к дворянству и купечеству. Воодушевлённые его речью москвичи начали сбор средств на военные нужды, не выходя из комнаты. Осенью того же года комплекс сильно пострадал от городского пожара, а Марлинский дворец был разрушен полностью. Вскоре группа архитекторов, состоящая из Алексея Бакарева, Ивана Таманского, Ивана Мироновского и Евграфа Тюрина, подготовила план восстановления здания, однако он не был осуществлён.
В 1826 году по велению императрицы Марии Фёдоровны помещения перешли в ведомство Воспитательного дома, организовавшего в корпусах ремесленную школу для мальчиков-сирот. Для нужд училища архитектор Доменико Жилярди при поддержке Афанасия Григорьева перестроил дворец в 1827—1833 годах. Новое здание в стиле ампир возводилось на уцелевшем фундаменте, а также сохранило предыдущую планировку и высоту, однако общий объём усадьбы был увеличен за счёт добавления передних боковых корпусов. Жилярди отказался от свойственного тому времени устройства фасада с колоннадой, что добавило постройке выразительность. Это решение вызвало подражание в архитектуре начала 1840-х годов. В целях экономии от обильного декора отказались и главным украшением дворца стала многофигурная скульптура богини Минервы, которую разместили на аттике центрального фасада. Монумент выполнил художник Иван Витали. По красной линии владения расположилась ограда с белокаменными пилонами, украшенными скульптурами лежащих львов, а во дворе дома — церковь святой Марии Магдалины.
К 1868 году академию переименовали в Императорское московское техническое училище. Оно занималось подготовкой механиков и инженеров-строителей. В 1905-м в стенах комплекса проходила прощальная панихида по революционеру Николаю Бауману, гроб с телом которого был выставлен в одном из залов. В 1913 году по проекту архитектора Льва Кекушева часть боковых корпусов надстроили дополнительным этажом.
После Октябрьской революции дворец продолжили использовать для нужд учебного заведения, однако к 1918 году его переименовали в Московское высшее техническое училище. В 1930-м оно получило название Механико-машиностроительный институт имени Баумана. Позднее строение дополнили помещением Главного бюро пропусков. В середине XX века на территории академии проходили масштабные работы по благоустройству: был очищен белокаменный цоколь главного здания и перекрашена ограда. По некоторым данным, именно в это время на южных воротах появилась советская символика. 30 августа 1960 года комплекс передали под охрану государства. Через 29 лет училище получило название Московского государственного технического университета имени Баумана.
К началу XXI века строения обветшали, были утеряны фрагменты ограды. В 2005 году в честь 175-летия университета территорию облагородили. (По материалам Википедии).
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA
размещен для защиты прав на изображение товара, на
приобретаемых Вами товарах логотипа нет.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1