1882 год. Москва, водосвятие, Крещение Господне
Размер листа: 55,6 х 39,7 см. Гравюра издания "Всемирная иллюстрация", 1882 год.
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Подлинная старинная ксилография 1882 года печати
оттиском с гравированной деревянной доски
Возраст около 140 лет.
Гравюра 1882 года по рисунку А.Васнецова 1881 года (прижизненная работа автора,
гравюра издания "Всемирная иллюстрация", издатель Герман Гоппе, отпечатано
в типографии Эдуарда Гоппе, Санкт-Петербург, Вознесенский пр. №53).
Крестный ход из Кремля на Москва-реку в день Богоявления
Праздник Богоявления
Москва, водосвятие на Крещение Господне
Крещение Господне - христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно всем трём синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17). Евангелие от Иоанна также говорит о крещении Иисуса Христа в водах Иордана и сошествии Святого Духа, но не прямо, а в форме свидетельства Иоанна Крестителя (Ин. 1:29-33). Во всех исторических церквях этот праздник привязан к дате древнего праздника Богоявления, то есть 6 января (19 января по действующему григорианскому календарю).
Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте - Лк. 3:23) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22). Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37). Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2).
Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей»
В России на Крещение принято освящать воду. 19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, проходил молебен водосвятия. Над вырубленной (часто - в виде креста) полыньёй или «Иорданью», устраивалась выносная часовня. Она получила название «Иорданской сени», хорошо известной на Руси в XVI-XVII вв. : «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шел священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нес священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь».
Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождению Христа, посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно (в общецерковном масштабе после Халкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.
Аполлинарий Михайлович Васнецов (25 июля (6 августа) 1856 - 23 января 1933) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку: Васнецов посещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на отзыв рисунки, выполненные дома, а также рисовал у него с натуры вид из окна или копировал горные и лесные ландшафты швейцарского художника А. Калама. В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов. В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству. С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка. С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. В 1885-1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым. В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии. В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников. В 1901-1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия». Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок). В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
Всемирная иллюстрация — русский еженедельный иллюстрированный, умеренного, буржуазно-либерального направления, художественно-литературный журнал, один из самых популярных среди иллюстрированных изданий второй половины XIX столетия в России. Издавался в Санкт-Петербурге в книгоиздательстве Германа Гоппе с 1869 по 1898 гг. объёмом в 2 п.л. и общим тиражом до 10 000 экз. Редакция помещалась в Санкт-Петербурге, ул. Садовая 16. Печатался в петербургской Типографии Императорских СПб. Театров Эдуарда Гоппе по адресу: Вознесенский пр., № 53. В Москве отделение конторы находилось на Кузнецком Мосту, дом Гагарина, при книжном магазине А.Ланга (телефон 645). Еженедельник, созданный по аналогии с первым в мире британским иллюстрированным еженедельником «Иллюстрированные лондонские новости» (The Illustrated London News; с 1842), прусским (затем немецким) первым и самым успешным иллюстрированным семейным журналом «Беседка» (Die Gartenlaube; с 1853), ведущим во Франции в XIX в. иллюстрированным еженедельником «Иллюстрированный мир» (Le Monde Illustré; с 1857), был рассчитан на массового читателя и должен был служить иллюстрированной хроникой современной жизни. «Всемирная иллюстрация», как и все издания этого направления второй половины XIX — начала XX в., является предшественницей современных иллюстрированных и научно-популярных журналов. (По материалам Википедии)
Размер листа: ~ 55,6 х 39,7 см.
Размер изображения: 50,1 х 30 см.
Размер изображения с текстом: 50,1 х 31,4 см.
Обратная сторона содержит текст.
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA
размещен для защиты прав на изображение товара, на
приобретаемых Вами товарах логотипа нет.
Эта гравюра послужит хорошим подарком коллекционеру
гравюр и антиквариата, украсит кабинет, офис, жилую комнату,
интерьер загородного дома, станет интересным экспонатом музея.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1