Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

1860-е гг. Церковь Николая Чудотворца в Столпах, Москва

1860-е гг. Церковь Николая Чудотворца в Столпах, Москва
Размер листа: 34,7 x 26,7 см. Редкость, малотиражная литография художника, издателя и искусствоведа В.Прохорова, издававшего на собственные средства сборник "Христианские древности и археология".

Читайте подробнее в описании к товару
Редкость! Подлинная старинная хромолитография 1860-ых гг печати
Возраст около 160 лет
 
 
 
 
Боковой фасад церкви Николая Чудотворца, в Столпах, в Москве
 
 
 
 
   Размер листа: 34,7 x 26,7 см. Хорошее коллекционное состояние, чистая обратная сторона. Литография В. Прохорова
 
   Прохоров Василий Александрович (28.2.1818 - 29.6.1882) - художник, литограф, издатель, редактор, археолог, искусствовед, коллекционер, педагог, исследователь древнерусского искусства и этнографии. Родился в Орле в семье протоиерея. Из Орла семья переехала в Екатеринославль (1820-е), а потом в Херсон. В семь лет лишился отца. Благодаря участию Преосвященного архиепископа Херсона, был помещен в херсонскую духовную семинарию. Здесь он окончил курс наук со степенью студента, в 1839 году, и был определен учителем приходского училища в Одессе, но вышел в отставку, по собственному желанию в июле 1841 года. В мае 1842, Прохоров написал прошение об увольнении из духовного звания, чтобы иметь возможность поступить в Академию Художеств. В Академии художеств (где состоял учеником профессора Маркова) он оставался не долго. Убедившись в отсутствии настоящего художественного призвания для того, чтобы быть живописцем, оставил Академию. В 1844 поступил в морской кадетский корпус учителем истории. Курс Прохорова был своеобразен и значительно отличался от тех курсов истории, какие тогда читались не только в военных кадетских корпусах (мало заботившихся о науке), но даже и в гражданских гимназиях. Он обогатил текст лекций географическими картами и рисунками, изображавшими костюмы, вооружения, архитектуру, живопись, скульптуру и разные подробности исторического быта описываемых народов. В середине 40-х годов это было нечто совершенно новое и своеобразное. Конечно, во всем этом было еще много неполноты, но все-таки начало было сделано. В 1851 напечатан был, по распоряжению начальства морского корпуса, первый выпуск курса Прохорова (История древнего мира, до Греции включительно), в начале 1857 года - второй выпуск (История Рима). На этих двух выпусках издание курса остановилось. Заведовал типографией корпуса. С 1854 по 1857 год, он заведовал также редакцией "Журнала общеполезных сведений", впрочем, без особенного успеха. В последнюю половину 50-х годов, Прохоров занялся собиранием предметов древне-русского искусства и древне-русской жизни и изучением памятников как этого, так и византийского искусства. Со временем эта коллекция достигла громадных размеров. В эти годы по инициативе кн. Г. Гагарина был создан Древне-христианский музей при Академии Хуложеств. Прохоров стал его хранителем и преподавателем курса христианских и русских древностей. В этом звании Прохоров оставался много лет. Для пополнения коллекций совершал поездки по России в 1863, 1867, 1869, 1871, 1872, 1873, 1874 и 1875 годах. Прохоров добился создания при этом древне-христианском, собственно "религиозном", музее, еще музея русского быта. Следующим шагом Прохорова было создание археологического журнала. Прохоров завел у себя при квартире литографию и фотографию, и с марта 1862 года начал издавать ежемесячный сборник под заглавием: "Христианские древности и археология". Главное в издании были рисунки и литографии. Журнал Прохорова не мог иметь большого успеха. Публика и ученые оставались равнодушны к нему: так мало он соответствовал вкусам, привычкам и потребностям большинства даже людей науки, не говоря уже о массе общества. Прохоров принужден был прекратить изданием в апреле 1865 года. По ходатайству Великого Князя Владимира Александровича, тогда еще вице-президента Академии художеств, Прохорову стали отпускать из сумм Государственного Казначейства небольшую сумму, в виде субсидий для его издания. Журнал его, вследствие этого, возобновился с начала 1871 года. Он стал появляться в виде двух отдельных ежемесячных изданий: одно из них сохранило первое заглавие, "Христианские древности и археология", а другое стало называться "Русские древности". Но оба эти издания не имели того успеха, на какой имели право, и какой им был необходим для возможности существования: первого вышло всего только четыре тома (годы: 1871, 1872, 1875, 1877), второго только два (годы: 1871 и 1876) - и затем издания уже вовсе прекратились. С 1860, по приглашению театральной дирекции, он создавал рисунки костюмов для постановки на сцене русских разных театральных пьес, драм и опер. К числу особенно замечательных надо отнести постановку "Жизни за царя". (1864), "Нижегородцев", драмы Пушкина "Борис Годунов" при полной, в первый раз, постановке ее на сцене, для петербургского Мариинского театра "Рогнеда" Серова (1865) и т.д. Долго болел и умер на даче в Петергофе. Похоронен в Петербурге, на Смоленском кладбище.
 
   Церковь Николая Чудотворца в Столпах (на Столпах) — приходская церковь в Белом городе Москвы, стоявшая на углу Малого Златоустинского переулка и Армянского переулка, 4. Церковь построил в 1669 году подмастерье каменных дел Иван Космин (Иван Кузьмин Кузнечик). В нижней церкви находился престол Николая Чудотворца, с юга — придел, освящённый сначала во имя Афанасия и Кирилла, но с 1792 года известный под именем Симеона и Анны; с севера — придел преподобного Сергия. В верхней церкви находился главный престол Рождества Богородицы и придел Рождества Иоанна Предтечи. Разрушена в 1938 году. Державшееся в XVII—XVIII веках прозвище церкви «у Столпа» указывает, что здесь было когда-то приказное учреждение, по-видимому, конюшенного ведомства, называвшееся «столп». Армянский переулок, на котором стояла церковь, получил своё название с конца XVIII века по проживавшим в нём армянам и стоявшей здесь с 1781 года армянской церкви. В XVII и первой половине XVIII века он назывался Никольским и Столповским — по церкви Николы в Столпах, стоявшей с XVI века на углу с Малым Златоустовским переулком. В 1620 году в приходе церкви Николы в Столпах помимо четырех княжеских дворов и трех дворов нетитулованной знати находилось два двора, принадлежавшие иноземцам. Строительство церкви: впервые упоминается в 1547 году в Никоновской летописи под именем Симеона и Анны в описании пожара. С 1625 года упоминается в патриарших книгах, однако существовала и до воцарения Романовых, так как получала ругу. В 1629 году церковь показана каменной. В 1669 году по приказу царя Алексея Михайловича возвели новую церковь. Зодчий — подмастерье каменных дел Иван Космин (Иван Кузьмин Кузнечик, в 1666 — 1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева). В 1672 году царь пожаловал иконописцев, работавших для этого храма, — в его приходе издавна жили родственники царицы Марии Ильиничны — Милославские. Нижняя Никольская церковь имела с трех сторон сводчатую галерею, на которую опиралась верхняя галерея. Над нижней церковью была вторая — Рождества Богородицы, богато украшенная белокаменной резьбой и также имевшая с трех сторон галерею, опиравшуюся на каменные столбы, напоминавшие по форме кувшины. Высокая шатровая колокольня, соединенная с храмом, была поставлена у северо-западного угла храма. По типу и по времени она близка к колокольне церкви Грузинской Богоматери, но её декоративное убранство было значительно затейливее. Высокий шатер колокольни имел 48 «слухов», расположенных в пять рядов по всем его граням. Главный иконостас был устроен заново в подражание прежнему (1700 года) после пожара 1902 года. Иконостас Предтеченского придела относился к середине XVIII века. В приделе Симеона и Анны иконостас середины XVIII века. В нижней церкви сохранялось несколько икон из старой церкви, бывшей на этом месте до 1669 года. Около церкви, до её разрушения, находился старинный мавзолей над могилами членов семьи боярина Артамона Сергеевича Матвеева, изрубленного бунтовщиками и валявшегося на Красной площади. По преданию, в мавзолее был погребен и тот араб, который собрал изрубленное стрельцами тело Матвеева, брошенное на Красной площади. До 1820 года над могилой Матвеева, его жены и сына Андрея сначала стоял памятник в виде избы с высокой тесовой крышей. В 1820—1821 годах по проекту архитектора А. Ф. Элькинского на его месте построили новый каменный памятник с двумя портиками и колоннами. Новый памятник был построен на средства графа Н. П. Румянцева (правнука А. С. Матвеева), владевшего здесь домом на углу с улицей Маросейкой. На месте снесённого в 1930-е годы мавзолея, стоявшего южнее храма на погосте церкви, находится теперь проезд к школьному зданию. В 1685 году при церкви был погребен Иван Михайлович Милославский, тело которого в 1698 году для надругательства Петр I перевез на свиньях в Преображенское. В церкви сохранялось до 40 каменных резных надгробных плит Милославских. Церковь Николы в Столпах была разрушена в 1938 году. На её месте было построено примитивное по архитектуре школьное здание, в котором в настоящее время размещается Педагогический колледж № 7. Два резных наличника, портал и некоторые надгробные плиты Никольской церкви были спасены сотрудниками Музея истории русской архитектуры. Образцы резного декора были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре находился филиал музея. (По материалам Википедии)
 
 
 
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
 
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA
размещен для защиты прав на изображение, на
приобретаемых Вами гравюрах логотипа нет.
 
 
series124
 
 
Посмотреть все гравюры и карты Москвы и её окрестностей


Рекомендуем