Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

1780-е гг. М.И.Махаев Проспект по реке Фонтанке

1780-е гг. М.И.Махаев Проспект по реке Фонтанке
Размер листа: 42,4 x 28,4 см. Гравюра на меди с ручной акварельной раскраской выполнена по рисунку русского художника М.И. Махаева неизвестным французским гравёром.

Читайте подробнее в описании к товару

 

Редкая, подлинная антикварная гравюра 1780-90-ых гг печати,
Ручная издательская раскраска акварелью. Представляет коллекционную и историческую ценность.
Возраст около 240 лет
 
 
 
Русский художник М.И. Махаев (1718-1770 гг)
"Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запаснаго дворца на Полдень"
 
 
(Вид Санкт-Петербурга на реку Фонтанку между Гротом
и дворцовым продовольственным складом)
 
 
 
Гравюра на меди с ручной акварельной раскраской выполнена по рисунку русского художника Михаила Ивановича Махаева (1718-1770 гг) неизвестным французским гравёром, отпечатана парижским печатником Жаком Шеро (Jacques Chereau) для системы Vue d’Optique (Перспективного вида), предназначенного для просмотра в камере через линзу. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след натиска (оттиска) с медной пластины, издательская ручная акварельная раскраска, бумага "верже" с водяным знаком изготовителя бумаги. В 1753 году отмечался первый юбилей Санкт-Петербурга - пятидесятилетие со дня основания новой российской столицы. Юный город на берегах Невы удивлял приезжих иностранцев красотой зданий и размахом строительства. Его великолепие олицетворяло могущество Российской империи. В честь памятной даты в 1753 году Российской Императорской Академией наук и художеств был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив» города, один из видов которого (издания 1780-ых годов) мы предлагаем Вашему вниманию здесь. Воспроизведенные в нем виды Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Махаев. Успешно овладев законами перспективной науки, частью — самостоятельно, по книгам, частью — под руководством живописца Валериани, Махаев создал замечательные проспекты Петербурга, нарисовал не просто статичные виды города, а наполнил их движением, сумел точными деталями передать биение пульса российской столицы и свое, глубоко личное отношение к увиденному. Рисунки и гравюры с рисунков М. И.Махаева хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.
 
 
Михаил Иванович Махаев (1718—1770 гг) — русский художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа. Родился в Санкт-Петербурге, в семье священника невысокого сана. В 11 лет был отдан в Академию Наук, где обучался математике и геометрии. В 1731 году был направлен в мастерскую Калмыкова, созданную при Академии, «для делания теодолита», где ознакомился с основами топографии. В 1736 году вместе с другими учениками выполнял задание по зарисовке тушью и акварелью предметов петровской Кунсткамеры для воспроизведения в гравюрах. Эта работа обогатила знания художника по естествознанию, географии, дала возможность увидеть произведения искусства (в том числе, гравюры Алексея и Ивана Зубовых). Самостоятельно изучал законы построения перспективы, рисовал с натуры, ходил в вечерние классы иностранных языков (латинского и немецкого). После образования гравировальной мастерской при Академии, посещал занятия по рисунку с обнаженной натуры под руководством художника Гриммеля. С 1742 года числится подмастерьем Унферцахта в ландкартной мастерской, где обучается «резанию литер и ландкарт». Гравюра как предмет искусства является результатом работы рисовальщика и резчика. Обозначение характера выполненной работы входит в традиционную композицию листа и помещается под основным изображением у правого и левого полей. Имя Махаева в большинстве случаев стоит после слов «снимал» или «рисовал»: первое обозначает применение камеры-обскуры, а второе — создание самостоятельного творческого рисунка. Махаев точно передает облик того или иного здания, фиксирует его с почти фотографичной точностью. Часто художник работает с архитектурными проектами, по которым создает фасады уже несуществующих или ещё непостроенных зданий. К традиции архитектурного рисунка относится и включение стаффажа. Однако в работах Махаева он играет не только техническую, но и художественную роль - создает образ места, передает характер повседневной жизни. Фигуры людей объединены в жанровые сценки и соответствуют композиционному центру — зданию: придворные у Летнего дворца, кареты сановников и всадники перед Государственными коллегиями, толпа городского люда и извозчики рядом с Биржей. Дополняют образ города деревья, которые постепенно обретают большую конкретность, смелее вводятся в композицию. После основания Академии художеств, вся художественная деятельность Академии наук была упразднена. Но ландкартная мастерская продолжала работать. Махаев занимался здесь исправлением рисунков и видов русских городов, прилагаемых в качестве иллюстраций к картам России. Художник был похоронен на кладбище при Благовещенской церкви на Васильевском острове. Основные работы: 1745—1753 гг. — «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов». 1750-е гг. — серия гравюр «Окрестности Петербурга» — Махаев рисовал по материалам проектов. 1763 г. — серия видов Москвы для коронационного альбома Екатерины II. 1760-е гг. — альбом видов усадьбы Кусково (издан в Париже).
 
 
Vue d'Optique или Guckkastenblatt (перспективный вид) - особый вид старых офортов, предназначенный для просмотра в камере через линзу, которая увеличивала изображение и давала иллюзию трёхмерности. Эти камеры назывались зограскопами или «peep show boxes» (to peep –заглядывать).  Чаще всего «перспективные виды» изображали крупные города и знаменитые архитектурные памятники, напоминали о путешествиях, представляли библейские сцены — листы были контрастно выгравированы и раскрашены акварелью. Некоторые виды и сцены демонстрировались с подсветкой из свечей. "Vue d'Optique" впервые появились в Англии, и во второй половине 18 века распространились по Европе. Основными центрами производства "Vue d'Optique" стали Аугсбург и Париж. "Vue d'Optique" демонстрировались в "peep show boxes" на ярмарках. Обеспеченная публика стала приобретать такие устройства для домашнего использования, а также коллекционировать "Vue d'Optique".
 
Фото зограскопа для просмотра Vue d'Optique
(фотография из статьи Википедии о зограскопах):
 
 
 
 
Размер листа: 42,4 x 28,4 см. Пятна старения и небольшие загрязнения.
Бумага верже с характерной решеткой на просвет. Чистая обратная сторона листа.
 
 
 
Vue de St.Petersbourg
Sur la Riviere de Fontancka entre la Grotte et le Magazin des Provisions de la Cour
A Paris chez J.Chereau rue St.Jacques au deIsus de la Fontaine St.Severin aux 2 Colonnes No 257
 

ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
 
 
 
 
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA
размещен для защиты прав на изображение товара, на
приобретаемых Вами товарах логотипа нет.
 
 
series111, 
 
 
В этом лоте предлагается подлинная
старинная гравюра, не копия и не репродукция.
Послужит хорошим антикварным подарком.
Украсит комнату в Вашем доме или офисе.
 
 
Посмотреть все гравюры и карты Санкт-Петербурга и его окрестностей
Посмотреть все гравюры Vue d'Optique
Посмотреть все гравюры по теме лодки, яхты, корабли


Рекомендуем