Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

1882 год. Народные шутовские гулянья на Масленицу

1882 год. Народные шутовские гулянья на Масленицу
Размер листа: 39,7 х 27,3 см. Ксилография 1882 года по рисунку Мечислава-Франца Михайловича Далькевича (1861-1941 гг, прижизненная работа автора).

Читайте подробнее в описании к товару
6000 руб. Артикул: 23235 Задать вопрос по этому товару

 

Редкость! Подлинная старинная ксилография 1882 года печати
оттиском с гравированной деревянной доски
Возраст около 140 лет.
 
 
 
Масленица
 
Народные шутовские гулянья на Руси с клоунами, скоморохами и шутами.
 
 
 
   Размер листа: 39,7 х 27,3 см. Размер изображения: 26,3 х 22,4 см. Размер изображения с текстом: 35,8 х 23,8 см. Обратная сторона содержит текст. Титульный лист издания "Всемирная иллюстрация" от 30 января 1882 года с гравюрой по рисунку Мечислава-Франца Михайловича Далькевича (прижизненная работа автора), издание "Всемирная иллюстрация", издатель Герман Гоппе, отпечатано в типографии Эдуарда Гоппе, Санкт-Петербург, Вознесенский пр. №53.
 
   Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог карнавала в европейских странах. Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки.
 
  Мечислав-Франц Михайлович Далькевич (1861-1941) — живописец, иллюстратор, литератор, педагог. Родился 2 апреля 1861 года в селе Вишневчик Каменец-Подольской области в польской мещанской семье. Получил довольно хорошее общее образование, окончив шестиклассную классическую прогимназию, знал французский, немецкий, украинский и польский языки. В 1876 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Учился у Б.П. Виллевальде и П.К. Клодта успешно, за рисунок и пейзажи был награждён серебряными медалями.
 Творческая деятельность художника началась еще до окончания образования, в 1878 году. Она была очень разнообразна: живопись, преимущественно пейзажи, он считал основным видом; в 1884 году принял участие в конкурсе в Обществе поощрения художеств и за пейзаж был удостоен премии.
 С 1878 по 1906 год работал как рисовальщик, карикатурист, иллюстратор и хромолитограф в журналах "Живописное обозрение", "Нива", "Всемирная иллюстрация", "Нувелист", "Родник", "Развлечения", "Стрекоза", "Шут" "Осколки" и другие. Был редактором художественного отдела журнала "Нива" (1907-1918). Отдельным изданием вышли иллюстрированные Далькевичем "Мертвые души" Н.В. Гоголя (издательство А.Ф. Маркса), "Кавказские рассказы" П.П. Гнедича.
 Представляют интерес литературные труды художника: с 1894 года печатались его статьи по вопросам истории искусства, живописи, монографии. Он был постоянным корреспондентом журналов "Артист" (с 1894), "Искусство и художественная промышленность", "Наука и жизнь" (1906), газет "Россия", "Северный курьер" (1899) и других периодических издании. В издательстве Голике и Вильборг вышла его монография "Кушелевская галерея", у Туманина напечатана книга "Музей императора Александра III", в издательстве журнала "Наука и жизнь" издана теоретическая работа "Жизнь и искусство".
 Одновременно художник много работал в живописи, с 1917 года состоял активным членом "Общества им. Куинджи", "Товарищества художников" (1918), "Союза художников". Его работы экспонировались на выставках этих объединений, на всех юбилейных выставках (1917-1927).
 В июне 1934 года Далькевич вступил в Ленинградскую организацию Союза художников. Его работы приобретались в музеи и частные собрания. Так, "Портрет артистки Н.С. Васильевой" (1918) вошел в коллекцию Театрального музея в Ленинграде, "Май" (1919), "В шхерах" (1920), "Зима" (1921) — в частных собраниях Польши, "В Финляндии" (1925) — также в частной коллекции, "Тундра" (1935) — в музее Зоологического института в Ленинграде. Созданный им первый по времени портрет Ленина в красках (масло) издан Госиздатом массовым тиражом в 1918 году, как и ряд литографированных портретов деятелей революции (1923-1926).
 Особую страницу в его творческой биографии составляет преподавание искусства грима, зачинателем которого он стал и довел до высокого совершенства. Еще в 1890 году он начал преподавать рисование и театральный грим в Театральном училище при Александрийском театре и во всех существовавших в то время частных театральных школах (Поллах, Читау, Субботиной, Воскресенской, и других — до 1906 года).
 В 1916-1921 годах он заведовал отделением грима во всех государственных театрах, а также художественно-графической частью Музея Государственных академических театров, совмещая эту работу с руководством информационным бюро Наркомпроса (1918-1919).
 С 1920 по 1929 год он вел преподавание грима в школе Театра драмы (студия им. народного артиста Ю.М.Юрьева) и ряде частных училищ. Деятельность его в этой области оценивалась в театральных кругах очень высоко. Государственный академический театр драмы ходатайствовал о присуждении старейшему мастеру персональной пенсии (1929): "Товарищ Далькевич был первым художником, работавшим в области грима, и первым по времени преподавателем этого предмета, и создавшим программу преподавания, которая распространялась в течение 25 лет им самим и его учениками, и легла в основу преподавания грима в театральных школах и студиях. Целый ряд артистов, мастеров в области грима, являются его учениками, как например, Голубева, Яворская, Миронова, Юренева, Стравинская, Озаровский, Ст.Яковлев, Лебединский (автор "Руководства по гриму"), Ходотов и другие". За художественную, научную и педагогическую деятельность Далькевичу присуждена персональная пенсия.
 Но не только театральная общественность высоко оценила вклад мастера в развитие отечественного искусства. В 1929 году "Общество им. Куинджи" праздновало 50-летний юбилей художественной, педагогической и художественно-литературной деятельности своего старейшего члена. В "Журнале заседаний Правления Общества им. Куинджи" 9/1-1929 г. записан план его проведения: "Просить С.М. Дудина и С.М. Першина сделать сообщение о его деятельности, открыть выставку работ в Обществе, ходатайствовать о присуждении звания заслуженного деятеля искусств".
 В марте 1929 года Далькевич был приглашен внештатным преподавателем грима на декоративно-прикладное отделение живописного факультета Академии художеств (ВХУТЕИНа), которым руководил тогда М.П. Бобышев. Но вакансия не была еще предусмотрена для этой новой дисциплины и преподавание её прекратилось в 1930 году. Он жил в Ленинграде, на Васильевском острове, 6-я линия, д.27 (1895-1913), затем — 14-я линия, д.45, кв.10 в мастерской (52 кв.м), которая одновременно служила и комнатой для жилья.
 Осенью 1940 года Ленинградская организация рекомендовала его в члены Союза Художников СССР. В архиве Союза Художников СССР сохранилась последняя анкета, заполненная художником 20 мая 1941 года, где есть такая запись: "Прогрессирующая болезнь сердца не позволяет мне не только интенсивно работать, но и выходить за пределы мастерской". Он умер в 1941 году в Ленинграде.
 
   Всемирная иллюстрация — русский еженедельный иллюстрированный, умеренного, буржуазно-либерального направления, художественно-литературный журнал, один из самых популярных среди иллюстрированных изданий второй половины XIX столетия в России. Издавался в Санкт-Петербурге в книгоиздательстве Германа Гоппе с 1869 по 1898 гг. объёмом в 2 п.л. и общим тиражом до 10 000 экз. Редакция помещалась в Санкт-Петербурге, ул. Садовая 16. Печатался в петербургской Типографии Императорских СПб. Театров Эдуарда Гоппе по адресу: Вознесенский пр., № 53. В Москве отделение конторы находилось на Кузнецком Мосту, дом Гагарина, при книжном магазине А.Ланга (телефон 645). Еженедельник, созданный по аналогии с первым в мире британским иллюстрированным еженедельником «Иллюстрированные лондонские новости» (The Illustrated London News; с 1842), прусским (затем немецким) первым и самым успешным иллюстрированным семейным журналом «Беседка» (Die Gartenlaube; с 1853), ведущим во Франции в XIX в. иллюстрированным еженедельником «Иллюстрированный мир» (Le Monde Illustré; с 1857), был рассчитан на массового читателя и должен был служить иллюстрированной хроникой современной жизни. «Всемирная иллюстрация», как и все издания этого направления второй половины XIX — начала XX в., является предшественницей современных иллюстрированных и научно-популярных журналов. (По материалам Википедии)
 
 
 
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
 
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA
размещен для защиты прав на изображение товара, на
приобретаемых Вами товарах логотипа нет.
 
 
Эта гравюра послужит хорошим подарком коллекционеру
гравюр и антиквариата, украсит кабинет, офис, жилую комнату,
интерьер загородного дома, станет интересным экспонатом музея.
 
 
 
Посмотреть все гравюры издания Всемирная иллюстрация