1924 год. Москва, Тверская, Английский клуб, Павлов
Размер листа: 22,4 x 17,3 см. На гравюре изображен главный фасад дворца графов Разумовских на Тверской улице д. 21, ныне Музей истории России, ранее Музей революции и Английский клуб.
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Редкость. Подлинная старинная ксилография 1924 года печати.
Старая Москва, Английский клуб, ул.Тверская 21
Размер листа: 22,4 x 17,3 см. Гравюра в два цвета на дереве знаменитого графика Ивана Павлова из раритетной серии "Старая Москва". Отпечатана тиражом 2000 экземпляров в 1924 году. Хорошее коллекционное состояние, чистая обратная сторона, бумага верже с характерной "решеткой".
На гравюре изображен главный фасад дворца графов Разумовских на Тверской улице (Тверская, д. 21). Фасад выстроенного в стиле классицизм дворца украшен портиком с колоннадой и фронтоном, портик покоится на цоколе в виде аркады. В 1831-1917 гг. в особняке размещался Английский клуб. В 1922 г. в особняке проходила выставка «Красная Москва», ставшая началом Музея Революции. В настоящее время в особняке размещается Музей современной истории России.
Английский клуб (Английское собрание) — один из первых российских джентельменских клубов, один из центров российской общественной и политической жизни; славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования. С 1772 года в документах появляются первые упоминания об Английском клубе в Москве. Эта дата принята в качестве официальной даты рождения Московского английского клуба. В 1831 году у клуба появилось постоянное помещение — дворец графов Разумовских на Тверской улице. К началу XX века дворец постепенно перешел в полную собственность клуба.
Дворянство, а прежде и боярство, жило непосредственно на этом месте ранее 16-го столетия, Тверская, или Большая улица издавна была одной из главных дорог, что шли из Москвы. Тверская дорога, вела в Тверь в Тверское удельное княжество, некогда претендовавшее на столичные функции. Были времена, когда в двух шагах от бульварного кольца - оборонительного рубежа Москвы - начинался пригород, где жили ремесленники, а кое-где и вовсе стоял дикий бор, к примеру, на Страстной площади, где теперь стоит памятник Пушкину. Так невелика была древняя Москва. Не случайно в самых ранних документах о дворце на Тверской имеется указание, что это - загородный дом, так сказать, ближняя дача.
В начале 16-го столетия место дворца Разумовских занимала усадьба государева дьяка Михаила Григорьевича Мисюря, при которой имелась даже водяная мельница. В это время вокруг усадьбы появляются многочисленные московские слободы. Ближайшая - Палачи или Палаши. По сведениям одних источников, сюда переселены были из центра города, с Кузнецкой слободы (это там, где ныне Кузнецкий мост), мастера оружейники, изготовлявшие палаши. По другим сведениям, тут обосновались представители менее приятной профессии - палачи, нужда в которых в Москве во все времена была велика. Они ведь не только отрубали головы, но и производили иные, более гуманные виды наказания - типа битья палками.
В 1776 году действительный тайный советник Иван Семенович Васильчиков - представитель древнего дворянского рода, скупил три небольших владения от Л.М. Юрьева, С.И. Боброва и поручика Андрея Григорьевича Астафьева и объединил их в один большой усадебный комплекс.
Васильчиков успел выстроить длинное, узкое одноэтажное здание, но скоро обстоятельства заставили его купленную усадьбу продать в руки действительного статского советника, генерал-поручика и Государственной ревизионной коллегии президента Александра Матвеевича Хераскова (1730-1799). Главные каменные палаты возведены были лишь в 1780 году, но внешний их облик был весьма далек от будущего дворца Разумовских, хотя он впоследствии вобрал в себя эти старые стены. Ведь в прежние времена московские строители ломать старались как можно меньше. Внешне палаты Хераскова были ровно в полтора раза меньше будущего дворца Разумовских, да и этажа имели только два. С 1806 и по 1872 год клубная усадьба находилась в собственности одной семьи - все владельцы были между собой в той или иной степени близкого родства.
А началось все с крестьянского сына - Алексея Розума, так понравившегося дочери императора Петра Елизавете, что из простого придворного певчего превратился он в графа и первейшего из вельмож. Вылезши "из грязи в князи", Алексей Григорьевич получил и новую фамилию - Разумовский. О своих многочисленных родственниках он не позабыл. И они стали большими вельможами, хотя далеко не сразу разучились пасти свиней и смачно выражаться. Единственно, что сохранили от крестьянства почти все представители этого рода - сдержанное благородство, сердечность и незлобивость нрава. В ту пору эти качества души были редкостью. Брат Алексея - Кирилл Григорьевич бережно хранил в резном шкафу свою пастушью свирель и простонародный кобеняк. Он частенько показывал их своим многочисленным детям, дабы те помнили о своем происхождении.
Его сын - Лев Кириллович (1757 - 1818), генерал-майор, и стал владельцем дворца на Тверской. Именно он построил дворец в том виде, в каковом он пребывает и в настоящее время. Как и у всех Разумовских, у Льва Кирилловича было две страсти - ботаника и строительство. Так что вполне понятно было его желание начать перестройку дома на Тверской. А вот его страсти к ботанике не в последнюю очередь способствовала усадьба, наследованная от матери - знаменитое подмосковное Петровское, получившее по имени Льва Кирилловича дополнение в названии - Разумовское. Позднее тут открылась Петровская сельскохозяйственная академия.
Как и все москвичи, чета Разумовских должна была бежать из города перед ордами Наполеона в свои тамбовские имения. Одна современница писала об их доме: "Знаешь ли, что французы сделали из гостиной Разумовских? ... в кабинете графа устроили бойню. Там нашли зарезанных коров и телят. В нижнем этаже были конюшни". По возвращении Разумовские занялись ремонтом и перестройкой своего дворца. Пожар в городе был очень сильный, том числе и в центральной его части, но дом Разумовских не пострадал от огня.
В 1872 году закончилось 66-летнее владение усадьбой Разумовскими и их роднею. Купил дом Иван Павлович Шаблыкин (ок.1809 - 1888). С 1894 года владение Шаблыкина было разделено между его наследниками и Московским Английским клубом, который стал обладателем главного дворцового здания и южного флигеля. Северный флигель и пристройка-гостиница остались у наследников Шаблыкина и позднее перешли в собственность графа Капниста.
Иван Николаевич Павлов (1872—1951) — русский и советский гравёр и живописец. Народный художник РСФСР (1943). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).
И. Н. Павлов родился 5 (17 марта) 1872 года в деревне Поповка (ныне Каширский район, Московская область). Учился в Центральном училище технического рисования Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, мастерской В. В. Матэ (1891—1892) в Петербурге.
Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1907—1914), Художественной школе при типолитографии товарищества И. Д. Сытина (с 1915), Свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1917—1922) — в Москве. Ученики: В. И. Соколов, М. В. Маторин, О. П. Таёжная-Чешуина. Член АХРР с 1925 года. Действительный член АХ СССР с 1947 года. И. Н. Павлов умер 30 августа 1951 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Вначале создавал репродукционные ксилографии для журналов («Запорожец», с этюда И. Е. Репина, 1895), с конца 1900-х гг. — преимущественно оригинальные станковые цветные ксилографии и линогравюры. Работал в технике тоновой гравюры, одним из первых утвердил новый вид гравюры, в котором мастер-гравёр является самостоятельным художником.
В первой четверти XX века сделал серию альбомов оригинальных гравюр: «Уходящая Русь», «Уходящая Москва», «Старая провинция», «Останкино», «Пейзажи в цветных гравюрах на дереве». После 1917 года создал в технике эстампа серию индустриальных пейзажей: «Волга у Ярославля», «Нефтевозы на Волге», «Элеватор на Каме». (По материалам Википедии)
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA размещен для защиты прав
на изображение, на приобретаемых Вами гравюрах логотипа нет.
При заказе обрамления купленной у нас
гравюры, Вам предоставляется 20% скидка
на стоимость обрамления.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1