Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

1882 год. Москва, Красная площадь, Вербная неделя, А. Васнецов

1882 год. Вербная неделя, Вербы на Красной площади в Москве
Размер листа: 39,7 х 26,8 см. Прижизненная работа художника Васнецова - Вербная неделя, Вербы на Красной площади в Москве

Читайте подробнее в описании к товару

 

Редкость! Подлинная старинная ксилография 1882 года печати
оттиском с гравированной деревянной доски.
Возраст около 140 лет.
 
Гравюра 1882 года по рисунку А.Васнецова (прижизненная работа автора,
гравюра издания "Всемирная иллюстрация", издатель Герман Гоппе, отпечатано
в типографии Эдуарда Гоппе, Санкт-Петербург, Вознесенский пр. №53).
 
 
 
Вербная неделя, Вербы на Красной площади в Москве.
 
 
 
   Размер листа: 39,7 х 26,7 см. Размер изображения: 32,5 х 22,4 см. Размер изображения с текстом: 34,5 х 23,5 см. Обратная сторона содержит текст. Лист издания "Всемирная иллюстрация" от 1882 года с гравюрой по рисунку знаменитого художника А.Васнецова (прижизненная работа автора), издание "Всемирная иллюстрация", издатель Герман Гоппе, отпечатано в типографии Эдуарда Гоппе, Санкт-Петербург, Вознесенский пр. №53.
 
 Вербная неделя — неделя в народном календаре славян, шестая неделя Великого поста. Заканчивается в Вербное воскресенье, после которого наступает Страстная неделя. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай.
 По Христианскому обычаю, каждая неделя Великого Поста имеет свое значение и особое название. Шестая седмица, завершающаяся Вербным воскресеньем, так и называется - «Вербная неделя» или «Неделя ваий». Она посвящена воспоминаниям о торжественном Входе Господнем в Иерусалим, когда, встречая Спасителя, простой народ устилал пальмовыми ветвями (по-гречески вайями) дорогу перед Ним.
 Лазареву субботу (воскресение Лазаря) во многих русских деревнях праздновали весело и многолюдно. В Вербную субботу ломали вербы. В полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми» (Городищенский уезд Пензенской губернии). В субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник.
 Восточные славяне освящённым вербам придавали особую очистительную силу, верили, что с их помощью можно спасти домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.
 Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.
 Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.
 До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».
 Согласно церковному уставу, в субботу и воскресенье Вербной недели допускается послабление поста: в Лазареву субботу разрешается вкушение икры, а в Вербное воскресенье — рыбы, что определяло состав традиционного праздничного стола.
 Чехи в вербное воскресенье освящали зелёные ветки (чеш. ratolest). Считалось, что такие ветки имели обладали магической силой в течение всего года. Это могли быть ветки ивы, липы, ясеня, калины, тиса, ели, ореха, и иных деревьев. Их обычно связывали по нескольку штук так, что их длина достигала 3—10 метров. После освящения в костёле эти ветки несли прежде всего в хлев и осеняли ими скот, чтобы он был здоров. Затем ветки вносили в дом и ставили на почётное место в красный угол. Несколько веток втыкали в крышу дома, засовывали за потолок в доме и хлеву. Словаки их клали под порог жилища для защиты от бури, огня, болезней.
 Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «чтобы горло не болело» (укр. щоб горло не боліло), в Белоруссии, где это делали ещё в церкви при раздаче вербовых веток, и в России (например, в Ярославской губернии), где их запекали в хлебцы и скармливали скоту. В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье барашки в виде вербовых почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки. В Полесье, на Пинщине, в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки».
 Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у восточных и частично южных славян, поляков и чехов. Битьё совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговором:
рус. Верба красна, бей до слез, будь здоров! (саратов.);
укр. Не я б'ю, верба б'є / За тиждень — Великдень; / Будь великий, як верба, / А здоровий, як вода, / А богатий, як земля (Чернигов.);
белор. Вярба б'е — не я б'ю; / За тыдзень — Вялікдзень. / Хвора у лес, на верас, / А здароўе у косці. / Будзь здароў, як вада, а расці, як вярба.
Чаще всего взрослые били ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью повсюду хлестали скот; в Белоруссии скот, как и людей, и пчелиные ульи, били трижды, а затем шли в огород и на озимое поле и там, после трёхкратного битья земли, втыкали ветку вербы в землю; наконец, шли хлестать вербой могилы своих близких.
 
 
   Аполлинарий Михайлович Васнецов (25 июля (6 августа) 1856 - 23 января 1933) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.
 Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку: Васнецов посещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на отзыв рисунки, выполненные дома, а также рисовал у него с натуры вид из окна или копировал горные и лесные ландшафты швейцарского художника А. Калама.
 В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов. В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.
 С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
 С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. В 1885-1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым. В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии. В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.
 В 1901-1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия». Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок). В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
 
   Всемирная иллюстрация — русский еженедельный иллюстрированный, умеренного, буржуазно-либерального направления, художественно-литературный журнал, один из самых популярных среди иллюстрированных изданий второй половины XIX столетия в России. Издавался в Санкт-Петербурге в книгоиздательстве Германа Гоппе с 1869 по 1898 гг. объёмом в 2 п.л. и общим тиражом до 10 000 экз. Редакция помещалась в Санкт-Петербурге, ул. Садовая 16. Печатался в петербургской Типографии Императорских СПб. Театров Эдуарда Гоппе по адресу: Вознесенский пр., № 53. В Москве отделение конторы находилось на Кузнецком Мосту, дом Гагарина, при книжном магазине А.Ланга (телефон 645). Еженедельник, созданный по аналогии с первым в мире британским иллюстрированным еженедельником «Иллюстрированные лондонские новости» (The Illustrated London News; с 1842), прусским (затем немецким) первым и самым успешным иллюстрированным семейным журналом «Беседка» (Die Gartenlaube; с 1853), ведущим во Франции в XIX в. иллюстрированным еженедельником «Иллюстрированный мир» (Le Monde Illustré; с 1857), был рассчитан на массового читателя и должен был служить иллюстрированной хроникой современной жизни. «Всемирная иллюстрация», как и все издания этого направления второй половины XIX — начала XX в., является предшественницей современных иллюстрированных и научно-популярных журналов. (По материалам Википедии)
 
 
 
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
 
 
 
 
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA
размещен для защиты прав на изображение товара, на
приобретаемых Вами товарах логотипа нет.
 
 
Эта гравюра послужит хорошим подарком коллекционеру
гравюр и антиквариата, украсит кабинет, офис, жилую комнату,
интерьер загородного дома, станет интересным экспонатом музея.
 
 
.
Посмотреть все гравюры издания Всемирная иллюстрация
Посмотреть все гравюры и карты Москвы и её окрестностей


Рекомендуем