Гравюры Фаворского
В марте 1886 года в семье земского чиновника Андрея Фаворского родился сын Владимир. Через несколько лет этот мальчик заново откроет искусство гравюры не только для России, но и для всего мира.
С именем Владимира Фаворского связано развитие ксилографии (гравюры по дереву) в советском искусстве. Пожалуй, Фаворского можно считать
«Движение от пятна», «валерные поиски», элементы восточных орнаментов в начале и следование законам соцреализма в конце жизни — все это мастер отразил в своих гравюрах на дереве. Владимир Андреевич подробно изучал возможности организации пространства на холсте через синтетический и аналитический методы.
Откат к академизму, который многие видят в его работах, вместе с тем всегда сочетается с постоянным композиционным поискам и даже «магическим реализмом».
Гравюры у Фаворского разнообразны по динамики: от равновесных и статичных до полных движения. Однако всех их объединяет отсутствие чрезмерного натурализма и фальшивой сентиментальности. Фаворский избегал бездумной игры формами и механического конструктивизма. Вместо этого в его работах прослеживаются лирические мотивы, простота и ясность, а вместе с тем богатство оттенков настроения персонажей или сцены.
Поднять искусство советской гравюры Фаворскому помогли его отличные навыки рисовальщика. Художник разработал особую систему приемов, чтобы передать еще не законченное действие: совмещение в композиции события, происходящих в разное время, многофигурные иллюстрации, где начало и конец действия изображены за пределами основной композиции и некоторые другие. Фаворский активно использовал метафоры и аллегории в своем творчестве.
Запись в каталоге собственной выставки, сделанная самим Фаворским в 1964 году:
«Начал я рисовать, потому что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником. …Таким образом, создалась художественная линия в семье. Я воспринимал рисование, как приятное занятие, не собирался
Именно Фаворского называют родоначальником московской школы графиков. Гравюры к стихам Маршака и рассказам Толстого, известные иллюстрации к «Слову о полку Игореве» отразили талант и главные художественные принципы мастера. Самая большая заслуга Владимира Андреевича в переводе старого языка гравюры в новое время и придание ему новых форм и звучаний. Всего Владимир Фаворский создал около 500 гравюр.