Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Скидки Контакты

Поговорим о фотогравюре

 
О способах тиражной печати фотоизображений XIX века.
 
  Дороговизна и недолговечность фотоотпечатков были серьезным препятствием для использования их в целях иллюстрирования книг. Поэтому первейшей задачей для изобретателей была необходимость добиться получения светопечатным путем изображений, прочность которых была бы столь же стабильна, как в гравюрах, и которые можно было бы печатать большим тиражом и с наименьшими материальными затратами. Первоначальные попытки механического воспроизведения фотографий приводили к результатам малоудовлетворительным, плохо передавая детали и игру светотени.
 
  Первое в мире издание, иллюстрированное фотографиями - "Кисть натуры" (The Pencil of Nature, 1844–1846), появилось благодаря Уильяму Генри Фоксу Тальботу (Talbot, William Henry Fox, 1800-1877 гг.), английскому физику, химику и изобретателю негативно-позитивного процесса в фотографии калотипии от греч. слов kalos - красивый и typos - отпечаток (или тальботипии, по имени изобретателя). Идея фотографического процесса зародилась у ученого в 1833 году, а в 1834 Тальбот изобрел светочувствительную бумагу. Первый бумажный негатив был получен Тальботом в 1835 и имел формат 2,5×2,5 см. После десяти лет работ над усовершенствованием своего изобретения в 1843 году ученый впервые осуществил позитивную печать с увеличением и в том же году открыл собственную типографию.  В 1939 году способом Тальбота заинтересовались и в Петербургской академии наук. Адъюнкту академии, химику Ю.Ф.Фрицше было поручено заняться изучением и усовершенствованием способа Тальбота. В результате 24 мая 1839 года молодым ученым был представлен письменный отчет с приложением нескольких калотипных снимков собственного изготовления, а калотипии Фрицше стали первыми опытами по печати фотографического изображения в России.
 
  
 
Калотипии из первого в мире издания "Кисть натуры" Тальбота, иллюстрированного фотографиями
 
 
  Стоит упомянуть и такой способ создания фотоизображения, как дагеротипия - на тот момент более популярный и известный, но не имевший никакого отношения к тиражной печати фотоизображения, т.к. изображение при этом способе получали непосредственно на металле, на который производилась съёмка (тонкий лист серебра припаивался к листу меди, полученная пластина обрабатывалась в темноте парами иода и становилась чувствительной к свету). Доннэ пытался воспользоваться дагерротипными пластинками для целей гравирования. Он подвергал пластинки эти травлению в слабом растворе соляной кислоты и достиг этим путем получения незначительного рельефа. Но травление приводило к малоуспешным результатам для целей печатания, так как серебряная дощечка оказывалась слишком мягкой и не выдерживала даже нескольких десятков оттисков.
 
  Дагеротипия и тальботипия первоначально назывались фотографией лишь в узких научных кругах. В России же вошло в обиход слово «светопись», впоследствии в течении нескольких десятков лет обозначавшее и более совершенные типографские фотомеханические способы печати фотографического изображения. Впервые термин "светопись" упоминается на страницах русского журнала «Библиотека для чтения» 1839 год, том 34, статья «Светопись» - «Он (Тальбот) первоначально придумал для своих «бумажек» очень простое название "photogenic pictur", то есть «светородная живопись», или «светопись», и этот термин мы охотно принимаем, как очень дельный, удачный и, главное, чуждый шарлатанства» - так писал автор статьи с намеком на некорректность присвоения своего имени способу дагеротипии, художником Луи Дагером (обнародовавшим в 1839 году этот способ, изобретенный ранее французом Жозефом Нисефором Ньепсом в 1822 году).
 
 
Светотипия KNACKSTEDT & NATHER, Hamburg (П.Фон-Гиргенсон, Москва)
 
 
  Но изобретатели не сидели сложа руки и в последующие десятилетия человечество ожидал настоящий технологический прорыв в области фотопечати. В 1851 году англичанином Фредериком Скоттом Арчером был изобретён коллодионный способ (амбротипия) получения фотографических негативных изображений на пластинах с коллодионной эмульсией и уже к 1852 году дагерротипия и калотипия были полностью вытеснены коллодионным процессом, как более совершенным. Тот же Фокс Тальбот, напечатавший первую в мире книгу, иллюстрированную фотографиями, в 1853 году открыв, что желатин в соединении с двухромовокислым калием после инсоляции делается нерастворимым, применил это открытие для печати фотографии в виде гравюры оттиском со стальной пластины! Об использовании фотолитографии в 1855 году заявил Пуатевэн, получивший в Англии привилегию на способ нанесения на литографский камень светочувствительного слоя. Покрытые этим слоем камни подвергались действию света через негатив, затем на инсолированный слой наносилась жирная литографская краска, и после литографского гуммирования камни были готовы для печати по литографскому способу.
 
 
Фотолитография Джеймса Акермана 1889 года печати
 
 
 
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва
 
 
  В середине 1860-х амбротипия была вытеснена более прогрессивными методами — тинтайпом (ферротипией) и в 1868 году фототипией (другие названия — альбертипия, гелиотипия, коллотипия, артотипия ars — искусство, др.-греч. τύπος — отпечаток) -  монохромным фотографическим процессом, при котором снимок делается на тонкую желатиновую пластину, сенсибилизированную дихроматом калия. Способ изобретен придворным фотографом Людвига II Йозефом Альбертом. Кстати, первоначальные опыты и патенты в этом направлении были предприняты Тесси де Мотэ (патент 1865 года в Англии) и Марешалем; а в 1867 году Ом и Гросман взяли на аналогичный способ привилегию в Германии. В 1868 году Альберт выступил с своими фототипическими работами на Гамбургской выставке, а с 1871 года по его почину ручные печатные станки были заменены скоропечатными фототипическими машинами, представляющими видоизменение литографских машин. Совмещение фототипии и хромолитографии (получение оттиска с поверхности нескольких обработанных литографских камней) привело к изобретению цветной фототипии. Уже к последней четверти XIX века владельцы типографий использовали внушительное количество разнообразных способов для печати изображений, при которых использовались не только новейшие технологии, но и классическая гравюра, где ручной труд гравёра совмещался с фотоизображением, либо само фотоизображение служило основой для создания и печати гравюры (к примеру ксилогравюры с фотографий издания "Журнала путешествий по миру" Лё тур дю монд «Le Tour du monde» 1872 года).
 
 
Ксилогравюра с фотографии издания 1872 года "Журнала путешествий по миру"
 
 
Как же создавалась фотоксилография? Перенос фотонегатива на дерево делали так: обыкновенно употребляемые для ксилографии пальмовые дощечки грунтовали окисью цинка, разведенной в растворе желатина и венецианского мыла. Затем дощечка обливалась раствором из альбумина в соединении с хлористым серебром. После просушки подготовленные таким образом ксилографские доски через приготовленный для воспроизведения рисунка негатив подвергались экспозиции на рассеянном свете. По окончании копировки выступившее на ксилографской доске изображение закреплялось раствором серноватисто-натриевой соли и далее шла обычная работа гравёра, вырезавшего изображение по фотоконтуру. Был так же хорошо распространён и способ фотогравюры (kupfertiefdruck нем., photogravure англ.), когда при изготовлении печатной формы фотохимическим способом протравливали медную пластину.
 
 
Фотохромотипия "Невский проспект"
 
 
  Для создания цветных фотоизображений в 1888 году служащим швейцарской фирмы «Орелл Фюссли» Шмидтом был запатентован фотохромный процесс печати фототипии (фотохромотипия), осуществлявшийся на литографских прессах с использованием более десятка разноцветных форм (созданных с одного черно-белого негатива), печатью каждого цвета отдельным прогоном. Изобретали и совершенно новые высокотехнологичные механизмы, так например в 1895 году Новое берлинское фотографическое общество представило ротационный способ печати «километрофотографию»: лента бромосеребряной светочувствительной бумаги при помощи ротационного прибора заходит под негатив и автоматически освещаемая через короткие промежутки времени электрическими лампочками, а затем фиксируется. Заявленные возможности этого аппарата феноменальны - до 40000 оттисков ежедневно.
 
 
Фототипия с ручной издательской акварельной раскраской, альбом "Виды Кавказа", 1930 год.
 
 
  Прогресс не стоял на месте и вскоре появилась фотоцинкография (на основе хемиграфии), автотипия, фотогравирование или гелиография, фотоглиптия, глиптотипия, или вудбюротипия, фоторельефная печать, фотогальванография, меркурография и др. Четыре века классической гравюры уходили в прошлое, уступая своё место новейшим открытиям и патентам в области печати.
 
(Составлено по материалам: Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона,
Википедии, "Обзор Первой Всероссийской выставки печатного дела" СПб.,
"Фотомеханические способы печатания" В.Штейн, 1895 г.)
 
А.Ю. Кремнёв
 
Перепечатка материалов сайта разрешена только при наличии ссылки на источник.