1947 год. Дама в голубом, портрет Е.М. Мартыновой
Размер листа фототипии 25,6 x 17,1 см. Дама в голубом («Портрет Е. М. Мартыновой») — картина живописца К. А. Сомова. Ныне находится в Третьяковской галерее в Москве
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Подлинная старинная фототипия 1947 года печати.
Возраст около 80 лет.
Портрет дамы в голубом.
Размер листа фототипии 25,6 x 17,1 см, размер изображения (с подписью) 17,6 х 14,5 см. Чистая обратная сторона листа. Лист защищен издательской тонкой полупрозрачной калькой. Отпечатано для первого издания Большой Советской Энциклопедии по заказу Государственного научного института "Советская энциклопедия" в 16-ой типографии треста "Полиграфкнига" ОГИЗа при Совете Министров СССР, в Москве, в 1947 году.
Большая советская энциклопедия (в выходных сведениях — Большая Советская Энциклопедия; сокращённо БСЭ) — наиболее известная и полная советская универсальная энциклопедия. Выпускалась с 1926 года (первый том первого издания) по 1990 год (последний ежегодник) издательством «Советская энциклопедия» (ныне — издательство «Большая Российская энциклопедия»).
Выдержала три издания:
первое издание (1926—1947) насчитывало 65 томов и дополнительный том «СССР» без номера;
второе издание (1949—1958) насчитывало 49 томов, том 50 «СССР», дополнительный том 51 и том без номера «Алфавитный указатель» в двух книгах (1960);
третье издание (1969—1978) насчитывало 30 томов (том 24 издан в двух книгах: вторая, дополнительная книга — «СССР») и дополнительный том «Алфавитный именной указатель» без номера (1981).
«Дама в голубом» («Портрет Е. М. Мартыновой») — картина живописца К. А. Сомова. Писалась с перерывами в связи с болезнью модели в 1897—1900. Ныне находится в Третьяковской галерее в Москве (инв. 1574).
Константин Сомов входил в художественное объединение «Мир искусства» и, как и другие «мирискусники», он стремился отмежеваться от стиля второй половины XIX века с его идеями народничества, просветительства и «пользы», манифестом которых стали философские и эстетические работы Чернышевского. Творчеству передвижников Сомов противопоставил жанр обращения к миру прошлого, в эпохи рококо и ампир.
Вскоре после возвращения из-за границы Сомов начинает работу над тремя картинами: «Вечер», «Остров любви» и «Дама в голубом», которые стали истинным манифестом художника и всего «Мира искусства», эстетики ушедшего и прекрасного мира XVIII века.
В образе таинственной Прекрасной Дамы художник изобразил свою бывшую соученицу по Академии художеств Елизавету Михайловну Мартынову (1868—1905). Иногда предполагают, что она была одним из немногочисленных женских увлечений художника.
Сомов приступил к писанию её портрета, ещё находясь в Академии, но работа вскоре прервалась, так как в начале 1897 художник уехал в Париж, откуда вернулся лишь в 1899 году. Другой причиной перерывов в написании картины было то, что Мартынова уже была тяжело больна чахоткой и несколько раз выезжала на лечение. Картина была закончена в 1900 году и в первый раз выставлялась под названием «Портрет». Затем художник стал называть её «Портрет дамы в голубом платье», в музейной же традиции закрепилось более краткое «Портрет дамы в голубом».
Известно, что Мартынова была решительно против продажи картины кому бы то ни было. Узнав вскоре после первого показа картины о предложении Третьяковской галереи купить её у художника, она пишет Сомову:
"Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне всё равно… Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: «Вы не должны и не имеете права продать мой портрет». Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…"
Тем не менее три года спустя портрет был всё-таки продан Сомовым Третьяковской галерее. В дискуссии о целесообразности приобретения картины галереей решающую роль сыграл интерес к ней Владимира Гиршмана, пожелавшего приобрести её в свою коллекцию на персональной выставке Сомова в 1903 году. Узнав о возможности покупки работы в Третьяковскую галерею, Гиршман по просьбе художника уступил её музею. Через год, в 1905 году, 37-летняя Мартынова скончалась от чахотки.
Подруга Мартыновой М. Ямщикова так описала свои впечатления от портрета:
"Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворённости? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?"
В портрете используется необычная комбинация атмосферы XVIII века со старинным парком и платьем героини — и самой героини, в которой зрители должны были узнать свою современницу, женщину эпохи, позднее названной Серебряным веком. По словам искусствоведа:
"Это — женщина конца XIX века. Всё в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в её больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями… <…> Чтобы ярче передать утончённость образа, художник прибегает к лессировкам, добиваясь тончайших красочных нюансов, прозрачных голубых теней в живописи лица и открытых плеч. Замечательны по своей выразительности жесты прекрасно написанных рук. В левой, поднесённой к груди, и в бессильно опущенной правой есть что-то невыразимо беспомощное. Обычно в своих портретах К. Сомов не столь открыто пользовался жестом как средством характеристики, но «Дама в голубом» стала исключением."
На заднем фоне видна мужская фигура, с которой ассоциируют самого Сомова. Она подчёркивает одиночество героини: мужчина здесь, но не с нею. В рецензии 1913 года С. К. Маковский заметил, что в портретах Константина Сомова, в его отношении к жизни как к «маске небытия» таится «скорбное сознание своей одинокости в этом мире, слишком призрачном, чтобы верить ему до конца».
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1