Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

Празднование 1 Мая в Российской Империи

 
 
 
   Празднование 1 Мая практиковалось ещё в Древней Греции и Древнем Риме, где поклонялись богине Майе, покровительнице земледелия. Традиционные для Европы весенние деревенские гулянья молодежи устраивались по вечерам и продолжались до зари. В российских городах традиция устраивать народные гулянья на 1 мая была заведена Петром I, позаимствовавшим эту традицию за границей.
  Вот описание первомайского праздника, сделанное в 1882 году (старинный документ из коллекции oldgravura.ru):
  "Праздник первого мая служит для городских жителей первым весенним гуляньем за городом, в роще, где более катаются в экипажах, чем гуляют пешие. Прежде, в западной, южной и отчасти северо-восточной России, бывали первого мая школьные празднества.
 Майское гулянье, неизвестное в русском сельском быту, имеет иностранное происхождение; оно введено Петром Великим и возводит нас к западным обычаям. Рассматривая исторически происхождение празднества первого мая, мы видим, по самому названию его, что оно ведет начало своё от римлян и установилось в древнем Риме ещё при Ромуле. Сабиняне приносили жертвы, в первый день мая, домашним богам, а знатные римлянки - доброй богине. Народ римский считал преступлением вступать в брак в продолжении этого месяца, по причине совершавшихся тогда набожных поминовений, посвященных теням умерших. У греков первое мая поныне - веселый праздник, похожий на русский семик. У шведов, датчан, немцев и англичан, первое мая издревле было радостнейшим праздником, причем майские веселья сопровождались хороводами вокруг майского дерева.
 Обычай загородных прогулок, принятый ныне во всех городах Европы, так же принадлежит древним. Майские или цветные забавы совершались почти всюду в Италии. Жители городов выходили большими толпами для этих забав, с утренней зарёй, в поле. Музыка и пляска сопровождали их шествие. Наломав зеленых ветвей, они шумно и весело входили вечером в город. Все родственники, не участвовавшие в процессии, ожидали их на улицах, перед своими домами, и угощали разными кушаньями. Весь день и часто всю ночь проводили в веселье. Правители, дворянство и граждане всех сословий сливались в одно ликующее семейство. Простодушные пляски, начинавшиеся чистосердечной радостью о возвращении весны, переходили в сладострастные и увлекали к чувственному наслаждению.
 С распространением христианства, праздник первого мая принял другой характер: в день этот стали праздновать по всей Европе радостную встречу весны: народ украшал себя и дома свои зеленью и цветами - пели, гуляли и веселились. Такой характер празднества сохранился в западной Европе в настоящее время. У славян, в мае месяце, называвшемся травнем, совершались жертвоприношения духам, покровительствовавшим растениям и водам.
 В Польше праздновали май в честь богини мая и приносили ей жертвы. В Литве первое мая было народным празднеством. Словаки, музичане, чехи и поляки встречали маем весну и прогоняли из селений марену - смерть природы. Марена превратилась в Малороссии в мару. В Великой России празднество первого мая заменяется у поселян встречей весны в Юрьев день.
 В столицах наших праздник этот справляется с особой торжественностью. Особенно в Петербурге первое мая праздновалось прежде с изысканной роскошью; хотя и в настоящее время празднество это не потеряло своего интереса. Государь Император и все члены царской фамилии, со времен Петра I, приняли обыкновение посещать гулянье первого мая, которое Петербуржцы справляют в Екатерингофе, близ Екатерингофского дворца, построенного преобразователем России для его супруги, Екатерины I, которая всё лето проживала в нём. Дворец этот находился первоначально вне города, а теперь вошел в городскую черту. Не только Императорский дом удостаивает гулянье своим посещением, но во всеобщем веселье участвуют: дипломатический корпус, знатные государственные чины, вельможи и дворянство. Тысячи богатейших экипажей запружают дорогу, ведущую к саду. Прекрасный пол отличается и кичится дорогими и щегольскими одеждами. Всё и повсюду блестит золотом и роскошью. Кажется, каждый хочет затмить друг друга богатством и изяществом своих нарядов, экипажа и прочего.
 
 
Ксилогравюра 1882 года "Первое мая. Гулянье в Екатерингофе. Общая заря" из коллекции oldgravura.ru: описание товара
 
 Сотни тысяч народа стекаются сюда. Музыка, качели и горы увеселяют любителей забав. Множество палаток с орехами, пряниками и разными другими сладостями, разбиты повсюду в саду, т.е. собственно в парке, принадлежащем екатерингофскому дворцу. Разносчики снуют между гуляющими и, выкрикивая свой товар, на славу торгуют яблоками, апельсинами, коврижками и тому подобными предметами. В стороне от блестящих рядов экипажей и пестрой сумятицы гуляющего и толкающегося люда, сидят, под сенью обнаженных ещё деревьев, семейные группы. Впрочем, такой отдых редко бывает продолжителен и нарушается обыкновенно мановением руки бдительной полиции, повелевающей травы не мять, ветвей не рвать. Тогда поднятые на ноги горожане смешиваются с остальной толпой и, вместе с нею, бредут по разным направлениям, постоянно наталкиваясь на разные потехи, вроде панорам и петрушек, забавляющих толпу. Гулянье начинается около двух часов пополудни и продолжается до рассвета, если стоит хорошая погода.
   В Москве первое мая господствует также, как и в Петербурге. И там, и здесь, праздником этим встречаются все предстоящие весенние и летние удовольствия. При Петре I, немецкие ремесленники, художники и находившиеся на службе в Москве иностранцы совершали первого мая гулянье в немецкой слободе Кокуй. Любопытство привлекло туда и русских, у которых впоследствии обрусел этот чужестранный праздник. Так как Петр I завел в России народные гульбища первого мая, то ему приписывается и учреждение первомайского гулянья в Сокольниках; тем более, что он обратил место соколиной охоты в место примерных сражений и осад крепостей. Теперь, здесь, в день первого мая, оркестры музыки и хоры песенников и цыган. В роще устраиваются балаганы, карусели и прочее. Что-же касается до чаепития, то оно практикуется в Сокольниках целое лето.
   Празднование первого мая распространилось ныне по всей России. В губернских городах отправляют этот весенний праздник в городском саду, где играет музыка и поют песенники. Сюда съезжается весь город. С наступлением вечера, аллеи освещаются разноцветными огнями и все гуляющие спешат поздравить губернатора. Потом сжигают вне сада фейерверк, а в вокзале начинаются танцы, которые оканчиваются обыкновенно только с рассветом. В деревнях и селах поселяне веселятся на травке-муравке. Распевают песни и угощают друг-друга. Парни и девушки составляют игры и хороводы."
   Первомайские гулянья были популярны во многих европейский странах, где к этому дню заканчивались полевые посевные работы и народ собирался на массовые гулянья в честь будущего хорошего урожая, отдыха и проведения ярмарок. Для жителей Ирландии и Британии было традицией устраивать пляски на первое мая вокруг символа плодородия - шеста, украшенного разноцветными лентами и цветами. В некоторых странах, например в Германии и Скандинавии, на первое мая было принято изгонять нечистую силу - чертей и ведьм, собирающихся вместе накануне 30 апреля в Вальпургиеву ночь (языческий праздник, посвященный плодородию). Так например у кельтов, ночь перед 1 мая знаменовала наступление летнего периода времени - "большого солнца" и открывала врата в иной мир.
  Интересно, что название языческого праздника - Вальпургиевой ночи происходит от имени реального человека, христианской святой Вальпургии (Святая Вальбурга Хайденхаймская (ок. 710 - 779/780 гг) - настоятельница монастыря. Дочь святого Ричарда Уэссекского и блаженной Вуны Уэссекской. Сестра святых братьев Виллибальда и Вунибальда. Племянница святого Бонифация.).
  Известно о нескольких чудесах, сотворённых монахиней ещё при жизни. Предание свидетельствует, что во время морской переправы разразился жестокий шторм и корабль начал терпеть бедствие. Вальбурга опустилась на колени и принялась молиться, вскоре шторм прекратился. С тех пор Вальбургу принято считать покровительницей моряков и заступницей против морской непогоды. Биограф святой Вальбурги Вольфхард Герриденский сообщает ещё о двух чудесах, совершённых ею: умиротворению взбесившихся собак, напавших на святую, и о спасении от голодной смерти ребёнка с помощью всего лишь трёх колосков. К чудесам, совершённым святой Вальбургой, относят также исцеление умирающей девушки и спасение находившейся в родильной горячке женщины.
  Святую Вальбургу считают заступницей в бедах и скорой помощницей при болезнях, эпидемиях, бешенстве, голоде, неурожае, покровительницей больных, рожениц и крестьян. Но самое мистическое событие, связанное с именем Вальпургии, произошло примерно через 100 лет после её смерти, когда во время ремонта монастыря рабочие по незнанию осквернили могилу Святой и перед епископом и рабочими появился разгневанный призрак Вальпургии. Чтобы утихомирить её дух, останки монахини спешно перевезли в Айштадт и захоронили в скале. После чего скала замироточила целебным маслом. Произошло это 1 мая 870 года. Вскоре Вальпургию канонизировали, причислив к лику святых, а 1 мая стал христианским праздником - Днём Святой Вальпургии. Однако со временем, из-за сплетен и пересудов о неординарной личности Вальпургии и явлении разгневанного духа покойной имя праведницы получил и главный праздник «нечистой силы» - Вальпургиева ночь.
  Вот так, традиционный языческий праздник Первое Мая в честь урожая, наступления тепла и избавления от нечистой силы, соединился с христианским праздником, к концу XIX века плавно перешел в празднование Дня солидарности рабочих, а в современной России поменял название на "Праздник весны и труда".
 
 
Фототипия 1928 года "Дом Рабочих Союзов. Иллюминация 1 Мая" из коллекции oldgravura.ru: описание товара
 
   Традиционные первомайские народные гулянья были хорошим поводом для проведения различных агитационных мероприятий и митингов. 1 мая 1886 года в США и Канаде было проведено несколько митингов и демонстраций, закончившихся разгоном демонстрации, гибелью людей и казнью рабочих-анархистов. В память о погибших, Парижский конгресс II Интернационала назначил 1 мая 1890 года Днём солидарности рабочих всего мира. В этот день были проведены массовые демонстрации с различными социальными требованиями (ввести 8-ми часовой рабочий день и пр.).
  После Революции, в РСФСР, традиционное празднование первого мая решили заменить государственным праздником под названием День Интернационала. В 1972 году название праздника заменили на "День международной солидарности трудящихся - Первое Мая". А в 1992 году, после развала СССР, праздник переименовали в "Праздник весны и труда", превратившийся в любимый россиянами семейный отдых с традиционными городскими, парковыми гуляньями и загородными застольями, открывающими новый дачный сезон.
 
 
 
Фототипия 1928 года "Майская демонстрация" и "Дом Моссельпрома Первого Мая" из коллекции oldgravura.ru
 
 
А.Ю. Кремнёв для oldgravura.ru (при копировании статьи ссылка на эту страницу обязательна).
 
 
Перейти в раздел - Подарки к празднику 1 Мая
 
.