Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

1947 год. Дама в голубом, портрет Е.М. Мартыновой

1947 год. Портрет дамы в голубом, Сомов К.А.
Размер листа фототипии 25,6 x 17,1 см. Дама в голубом («Портрет Е. М. Мартыновой») — картина живописца К. А. Сомова. Ныне находится в Третьяковской галерее в Москве

Читайте подробнее в описании к товару
500 руб. Артикул: 24996 Задать вопрос по этому товару
Подлинная старинная фототипия 1947 года печати.
Возраст около 80 лет.
 
 
 
Портрет дамы в голубом.
 

 

   Размер листа фототипии 25,6 x 17,1 см, размер изображения (с подписью) 17,6 х 14,5 см. Чистая обратная сторона листа. Лист защищен издательской тонкой полупрозрачной калькой. Отпечатано для первого издания Большой Советской Энциклопедии по заказу Государственного научного института "Советская энциклопедия" в 16-ой типографии треста "Полиграфкнига" ОГИЗа при Совете Министров СССР, в Москве, в 1947 году.
 
 Большая советская энциклопедия (в выходных сведениях — Большая Советская Энциклопедия; сокращённо БСЭ) — наиболее известная и полная советская универсальная энциклопедия. Выпускалась с 1926 года (первый том первого издания) по 1990 год (последний ежегодник) издательством «Советская энциклопедия» (ныне — издательство «Большая Российская энциклопедия»).
Выдержала три издания:
первое издание (1926—1947) насчитывало 65 томов и дополнительный том «СССР» без номера;
второе издание (1949—1958) насчитывало 49 томов, том 50 «СССР», дополнительный том 51 и том без номера «Алфавитный указатель» в двух книгах (1960);
третье издание (1969—1978) насчитывало 30 томов (том 24 издан в двух книгах: вторая, дополнительная книга — «СССР») и дополнительный том «Алфавитный именной указатель» без номера (1981).
 
 «Дама в голубом» («Портрет Е. М. Мартыновой») — картина живописца К. А. Сомова. Писалась с перерывами в связи с болезнью модели в 1897—1900. Ныне находится в Третьяковской галерее в Москве (инв. 1574).
 Константин Сомов входил в художественное объединение «Мир искусства» и, как и другие «мирискусники», он стремился отмежеваться от стиля второй половины XIX века с его идеями народничества, просветительства и «пользы», манифестом которых стали философские и эстетические работы Чернышевского. Творчеству передвижников Сомов противопоставил жанр обращения к миру прошлого, в эпохи рококо и ампир.
 Вскоре после возвращения из-за границы Сомов начинает работу над тремя картинами: «Вечер», «Остров любви» и «Дама в голубом», которые стали истинным манифестом художника и всего «Мира искусства», эстетики ушедшего и прекрасного мира XVIII века.
 В образе таинственной Прекрасной Дамы художник изобразил свою бывшую соученицу по Академии художеств Елизавету Михайловну Мартынову (1868—1905). Иногда предполагают, что она была одним из немногочисленных женских увлечений художника.
 Сомов приступил к писанию её портрета, ещё находясь в Академии, но работа вскоре прервалась, так как в начале 1897 художник уехал в Париж, откуда вернулся лишь в 1899 году. Другой причиной перерывов в написании картины было то, что Мартынова уже была тяжело больна чахоткой и несколько раз выезжала на лечение. Картина была закончена в 1900 году и в первый раз выставлялась под названием «Портрет». Затем художник стал называть её «Портрет дамы в голубом платье», в музейной же традиции закрепилось более краткое «Портрет дамы в голубом».
 Известно, что Мартынова была решительно против продажи картины кому бы то ни было. Узнав вскоре после первого показа картины о предложении Третьяковской галереи купить её у художника, она пишет Сомову:
 "Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне всё равно… Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: «Вы не должны и не имеете права продать мой портрет». Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…"
 Тем не менее три года спустя портрет был всё-таки продан Сомовым Третьяковской галерее. В дискуссии о целесообразности приобретения картины галереей решающую роль сыграл интерес к ней Владимира Гиршмана, пожелавшего приобрести её в свою коллекцию на персональной выставке Сомова в 1903 году. Узнав о возможности покупки работы в Третьяковскую галерею, Гиршман по просьбе художника уступил её музею. Через год, в 1905 году, 37-летняя Мартынова скончалась от чахотки.
 Подруга Мартыновой М. Ямщикова так описала свои впечатления от портрета:
 "Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворённости? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?"
 В портрете используется необычная комбинация атмосферы XVIII века со старинным парком и платьем героини — и самой героини, в которой зрители должны были узнать свою современницу, женщину эпохи, позднее названной Серебряным веком. По словам искусствоведа:
 "Это — женщина конца XIX века. Всё в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в её больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями… <…> Чтобы ярче передать утончённость образа, художник прибегает к лессировкам, добиваясь тончайших красочных нюансов, прозрачных голубых теней в живописи лица и открытых плеч. Замечательны по своей выразительности жесты прекрасно написанных рук. В левой, поднесённой к груди, и в бессильно опущенной правой есть что-то невыразимо беспомощное. Обычно в своих портретах К. Сомов не столь открыто пользовался жестом как средством характеристики, но «Дама в голубом» стала исключением."
 На заднем фоне видна мужская фигура, с которой ассоциируют самого Сомова. Она подчёркивает одиночество героини: мужчина здесь, но не с нею. В рецензии 1913 года С. К. Маковский заметил, что в портретах Константина Сомова, в его отношении к жизни как к «маске небытия» таится «скорбное сознание своей одинокости в этом мире, слишком призрачном, чтобы верить ему до конца».
 
 
 
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
.
 
       Вы недавно смотрели:




Рекомендуем