Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

Литография 1893 года. Кутузов на Поклонной горе

1893 год. Кутузов перед военным советом в Филях, редкая хромолитография
Размер листа 39.7 х 29.3 см. Покло́нная гора́ — срытый пологий холм в Западном административном округе Москвы, бо́льшая часть горы была использована при устройстве парка Победы

Читайте подробнее в описании к товару
8000 руб. Артикул: 25180 Задать вопрос по этому товару
Подлинная старинная хомолитография 1893 года.
Раритет возрастом около 140 лет.
 
 
 
Кутузов на Поклонной горе перед военным советом в Филях.
 
 
 
 Размер листа 39.7 х 29.3 см. Хромолитография по акварели профессора А.Д. Кившенко. Издание альбома иллюстраций к роману Л.Н. Толстого "Война и мир", приложение к журналу "Север", 1893 год. Отпечатано В Лейпциге в типографии Доктора Портгейма "Leipziger Kunstdruck Dr. Portheim".
 
 Покло́нная гора́ — срытый пологий холм в Западном административном округе Москвы, в районе Дорогомилово, находится между реками Сетунь и Филька. Изначально делилась по оврагу на западную и восточную части. Восточная часть Поклонной горы была срыта в 1950-е — 1960-е годы при прокладке Кутузовского проспекта и жилого квартала от Окружной железной дороги до улицы Генерала Ермолова. Бо́льшая часть западной половины горы была использована в 1980-е — 1990-е годы при устройстве парка Победы — мемориального комплекса в честь победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Оставшаяся от холма возвышенность находится в восточной части парка.
 
 Сове́т в Филя́х — военный совет, который в соответствии с Воинским уставом был созван 1 (13) сентября 1812 года во время Отечественной войны главнокомандующим М. И. Кутузовым в деревне Фили к западу от Москвы.
 На рассмотрение был вынесен вопрос о том, пытаться ли после Бородинского сражения дать ещё одно сражение под Москвой либо оставить город без боя.
 Накануне проведения совета формирования русской армии расположились к западу от Москвы, чтобы дать бой войскам Наполеона. Позицию выбирал генерал Леонтий Беннигсен. Несмотря на мучившую его несколько дней сильную лихорадку, Барклай-де-Толли проинспектировал верхом поле боя и пришёл к выводу, что позиция губительна для формирований русской армии. К тем же выводам после него пришли, проехав по расположению русских войск, А. П. Ермолов и К. Ф. Толь. В свете этих донесений перед Кутузовым встал вопрос о необходимости продолжения отступления и сдачи Москвы (либо дачи боя прямо на улицах города).
 Открывший заседание Беннигсен сформулировал дилемму — дать бой на невыгодной позиции либо сдать неприятелю древнюю столицу. Кутузов поправил его, что речь идёт не о спасении Москвы, а о спасении армии, так как рассчитывать на победу можно только в случае сохранения боеспособной армии. Барклай-де-Толли предложил отступить на Владимирский тракт и далее к Нижнему Новгороду, чтобы в случае разворота Наполеона к Петербургу успеть перекрыть ему путь.
 В своём выступлении Беннигсен объявил, что отступление обессмысливает кровопролитие в Бородинском сражении. Сдача священного для русских города подорвёт боевой дух солдат. Велики будут и чисто материальные потери от разорения дворянских имений. Несмотря на наступавшую темноту, он предложил перегруппироваться и без проволочек атаковать Великую армию. Предложение Беннигсена поддержали Ермолов, Коновницын, Уваров и Дохтуров.
 В прениях первым выступил Барклай-де-Толли, подвергший критике позицию под Москвой и предложивший отступать: «Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны, жестокой, разорительной. Но сберёгши армию, ещё не уничтожаются надежды Отечества, и война… может продолжаться с удобством: успеют присоединиться в разных местах за Москвой приготовляемые войска».
 За то, что Россия не в Москве, высказались Остерман-Толстой, Раевский и Толь. Последний указывал, что истощённая бородинским сражением армия не готова к новому столь же масштабному бою, тем более что многие командиры выведены из строя ранениями. В то же время отступление армии по улицам Москвы произведёт тягостное впечатление на горожан. На это Кутузов возразил, что «армия французская рассосётся в Москве, как губка в воде», и предложил отступать на рязанскую дорогу.
 Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, Кутузов принял решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву (ибо, по его словам, повторявшим Барклая-де-Толли, «с потерей Москвы не потеряна ещё Россия»), чтобы сохранить армию для продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами. Это решение требовало определённого мужества, так как мера ответственности за сдачу исторической столицы неприятелю была очень велика и могла обернуться для главнокомандующего отставкой. Никто не мог предсказать, как это решение будет воспринято при дворе.
 По окончании совета Кутузов вызвал к себе генерал-интенданта Д. С. Ланского и поручил ему обеспечить подвоз продовольствия на рязанскую дорогу. Ночью адъютант Кутузова слышал, как тот плакал. Армии, которая готовилась к бою, был отдан приказ отступать, вызвавший всеобщее недоумение и ропот. Отступление по городу производилось ночью. Решение об отступлении застало врасплох и московские власти во главе с графом Ф. В. Ростопчиным.
 После двух дневных переходов русская армия свернула с рязанской дороги к Подольску на старую калужскую дорогу, а оттуда — на новую калужскую. Поскольку часть казаков продолжала отступать на Рязань, французские лазутчики были дезориентированы, и Наполеон в течение 9 дней не имел представления о местонахождении русских войск.
Совет в Филях был описан Л. Толстым в романе «Война и мир». Отталкиваясь от толстовской литературной основы, художник А. Д. Кившенко написал к 70-летию проведения совета две картины одинакового содержания с изображением основных действующих лиц, первую в 1880 (хранится в Русском музее), вторую в 1882 году (Третьяковская галерея).
 В традиции Толстого и Кившенко совет изображён в киноэпопее С. Бондарчука «Война и мир» (1967). Из соображений экономии хронометража среди всех участников совета в фильме слово дано только Кутузову и Беннигсену (причём последний на киноэкране изъясняется по-русски, которым в действительности не владел).
 Изба крестьянина Михаила Фролова (часто ошибочно называемого Андреем Севастьяновичем Фроловым или, вслед за Л. Толстым, Андреем Севастьяновым), в которой происходил совет, сгорела в 1868 году, но была восстановлена в 1887 году, с 1962 года — филиал музея «Бородинская панорама». Достоверно первоначальный облик избы известен благодаря ряду этюдов, выполненных в 1860-е гг. А. К. Саврасовым.
 
 «Се́вер» — русский еженедельный иллюстрированный литературно-художественный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1888–1914 годах. Журнал был основан В. С. Соловьёвым, и в первый же год имел большой успех. Выпускался еженедельно, подписчики получали: 52 номера журнала; 12 номеров Парижскихъ Модъ с 12 выкройками и 6 листами узоровъ вышиванiй, монограммъ; с 1892 года дополнительно бесплатно 12 томов Библiотеки Съвера; один настенный отрывной календарь; издавалась также еженедельная газета «Север» и другие приложения. В 1893 году появилось новое бесплатное приложение Популярная библiотека прикладныхъ знанiй. Это художественное приложение к журналу — 12 картин большого формата в акварели, выполненные художниками Н. Н. Каразиным, А. Д. Кившенко, Л. О. Пастернаком, И. Е. Репиным и др.
 
 Алексей Данилович Кивше́нко (10 (22) марта 1851, Венёвский уезд, Тульская губерния, Российская империя — 02 (14) октября 1895, Гейдельберг, Германская империя) — русский живописец и график, близок к передвижникам. Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях», запечатлевшей один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 года. Известен также серией батальных полотен на темы русско-турецких войн и работами на исторические, бытовые и охотничьи темы.
 
 
 
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
 
 
 
 
.
Посмотреть все гравюры и карты Москвы и её окрестностей


Рекомендуем