Гравюра 1802 года. Сибирь, Зашиверск, в обрамлении
Размер рамы 38,3 х 34,1 см. Зашиверск — исчезнувший город в России, сибирский «град Китеж»; якутские, заполярные Помпеи. Находился в течении реки Индигирки, ныне Момский район Якутии
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Подлинная антикварная гравюра оттиском с меди 1802 года печати.
Возраст гравюры около 220 лет.
Исчезнувший город Зашиверск, Сибирь, Россия.
Размер рамы 38,3 х 34,1 см. Пятна старения бумаги от 220-ти летнего возраста. Гравёр Адам. Гравюра французского издания 1802 года "Путешествие Биллингса. Путешествие на север азиатской России к замерзшему морю" "Billings Voyage - Voyage dans le Nord de la Russia Asiatiique, dans la mer glaciale", авторы Джозеф Биллингс и Мартин Сауэр.
Современное обрамление в багет из натурального дерева, два слоя картона-паспарту с дизайнерской декоративной v-канавкой вокруг изображения, высококачественное тонкое импортное багетное стекло "Фениция", верхний подвес гравюры бескислотной консервационной лентой, задник из паспарту, пылевая защита, подвес рамы - трос, гарантийный сертификат.
Зашиверск (якут. Зашиверскай) — исчезнувший город в России. Находился за Полярным кругом, в среднем течении реки Индигирки, ныне Момский район Якутии.
Основан в 1639 году как зимовье за порогами-шиверами (отсюда название города). В XVII — начале XIX веков являлся местом сбора ясака, крупным торговым и административным центром в бассейне Индигирки. Перекрёсток водных и сухопутных путей (из Якутска на Колыму). С истреблением пушного зверя пришёл в упадок, после эпидемий оспы к 1880-м годам прекратил существование. Единичные обитатели на месте бывшего поселения оставались ещё в 1920-е годы.
В литературе называется заполярный Китеж, сибирский «град Китеж»; якутские, заполярные Помпеи. Уцелели Спасская церковь и колокольня, которые были вывезены в музей Новосибирска во время археологической экспедиции 1969—1971 годов.
Зашиверск располагался в лесотундровой зоне, в окружении гор кряжа Андрей-Тас и Момского хребта, на полуострове реки Индигирки, в среднем её течении. Путешественников того времени природа этого места как изумляла, так и разочаровывала (своей гористостью, неплодородностью земли). К северу от Зашиверска начинается тундра с бесчисленными озёрами и болотами. Ближайшие населённые пункты в настоящее время: сёла Кулун-Елбют выше по течению Индигирки (расстояние по прямой — около 70 км) и Куберганя ниже по течению (около 85 км).
Территория бывшего города включена в созданный в 1999 году ресурсный резерват (особо охраняемую природную территорию) муниципального значения «Зашиверск» — частично охраняемую ключевую орнитологическую территорию российской Арктики.
История Зашиверска берёт начало с 1639 года, когда отряд енисейского казака Посника Иванова после столкновений с юкагирами вышел на берег Индигирки ниже порогов (шивер) и 11 октября того же года соорудил зимовье, позднее получившее название Зашиверск. Намного ниже Зашиверска в то же время Иваном Ребровым было основано Подшиверское и пара других зимовий. Иванов докладывал:
« Юкагирская землица людна, а Индигирская река рыбна; в Юкагирской землице соболей много; и в Индигирь-реку многие реки впали, а по всем по тем рекам живут многие пешие и оленные люди; да у юкагирских же людей серебро есть. »
Через берега речки Колядин, впадающей в Индигирку напротив города, проходила сухопутная дорога из Якутска на Колыму, в местном фольклоре называвшаяся «царской», то есть государственной. Связь с Якутском по суше в XVIII веке, по преданию, осуществлялась через бассейн Яны, один из путей проходил через Верхоянск и Жиганск. Дорога до Якутска (на лошадях) занимала 3—4 месяца, при этом в путь отправлялись в основном летом. Ближайшее поселение находилось на расстоянии более 300 км.
Зашиверск выполнял роль стоянки и снабженческой базы для путешествующих казаков, служилых и «охочих людей». Здесь они заправлялись продовольствием, снаряжением и боеприпасами. В этом месте побывали землепроходцы Семён Дежнев, Селиванко Харитонов, Михаил Стадухин. Содержались магазины и склады. Строились и ремонтировались кочи. Город населяли чиновники и сборщики ясака, купцы и промышленники.
В Зашиверск свозился ясак, сюда приезжали с податной пушниной юкагиры, обитавшие в окрестностях, эвенки с верховий Индигирки и даже охотские тунгусы.
В 1783 году Зашиверск с учётом наличия в нём крепости и церкви получил статус города и административного центра Зашиверского уезда, в составе Якутской области Иркутского наместничества. Здесь разместился градоначальник и городская ратуша, уездное казначейство, уездный суд по уголовным делам, земский суд и другие учреждения. Открылось питейное заведение, хлебозапасный и соляной магазины. Горожане занимались охотой, рыбалкой и даже земледелием.
Юкагиры, эвены и якуты снабжали горожан молочными продуктами, дичью, оленьим, медвежьим и коровьим мясом. Каждый год в ноябре или декабре здесь проходила ярмарка: приезжие на санях купцы из Якутска сбывали посуду из железа, ткани, бисер, сахар, табак, местное население — пушнину (белок, лисиц, соболей, горностаев, колонков), бивни моржей и мамонтов.
На протяжении XVIII века Зашиверск переживал расцвет. Согласно преданиям, число домов и юрт в городе доходило до 270.
Повсеместное истребление пушного зверя послужило причиной снижения торгового значения Зашиверска, и, как следствие, сокращения численности его населения. Оставшиеся жители впоследствии, вероятно, погибли от эпидемий кори и оспы, случившейся в Верхоянском округе в 1773—1776 годах и повторно в 1883 году. От оспы вымер и находившийся неподалёку древний посёлок Полоусный, от которого ещё в 1940-е годы сохранялась часовенка. В октябре 1820 года здесь был проездом полярный исследователь Ф. П. Врангель, который застал в угасающем Зашиверске всего пять жилых домов. В декабре 1822 года город посетил шотландский путешественник Джон Кокрен, который записал: "…Кровь застыла в моих жилах, когда я увидел, наконец, это место. Я… нигде не видел такой бесконечно печальной картины…" В конце 1920-х годов участники экспедиции Наркомвода СССР застали на месте Зашиверска двух людей, якутов по национальности, живших в амбаре. Это были рыбак Митрей Слепцов и его младшая сестра Евдокия Фёдоровна Слепцова. Спустя несколько лет Слепцов умер, его сестра перебралась в местность под названием Тёгюрё́к. Слепцова говорила: «Мы были последними жителями города».
От исчезнувшей заполярной Мангазеи в Западной Сибири Зашиверск отличало наличие сохранившихся до XX века памятников над землёй: шатровой церкви и надвратной башни крепости.
Зашиверск был городом, построенным полностью из дерева. Судя по упомянутым плану и рисункам, город имел неупорядоченную застройку без улиц, дома прижимались к реке. В конце XVIII века город рос и располагался уже как на полуострове, так и на соседнем западном острове. По словам старожилов, часть города располагалась также на левом берегу Индигирки и на холмах выше основной части города.
На момент прихода археологической экспедиции в 1969 году на месте Зашиверска находилась церковь, полуразрушенная колокольня, два полуразрушенных избяных сруба (вероятно, построенные в середине XIX века) и столб-коновязь. Спасская церковь с колокольней были построены в 1700 году местным плотником Андреем Хабаровым из лиственничных брёвен, доставленных, скорее всего, с верховьев Индигирки. В первой половине XX века в церкви ещё находились выцветшие и облупленные иконы «древнего письма». Поскольку нельзя было обеспечить сохранность уцелевших памятников в дикой природе, правительство Якутской АССР дало разрешение на их вывоз в создаваемый в пригороде Новосибирска Историко-архитектурный музей под открытым небом. В 1970 году была перевезена колокольня, в 1971 году — Спасская церковь.
Зашиверск после своего исчезновения остался в фольклорной памяти коренного населения Индигирки: легендах и преданиях, записанных в разное время. Так, основание города, по преданию, было связано с якутским богатырём по имени Берт-Чёрёгёр: с помощью русских ему удалось разгромить тунгусов, с которыми раньше враждовали якуты. Шаманы связывали пришествие оспы — «бабушки», как они её называли, в начале XIX века с «нечистой силой», которая отплатила таким образом людям за истребление промыслового зверя.
По другому преданию, две сестры в течение семи суток сидели на деревьях и с жалостью глядели на жителей Зашиверска. Это были духи оспы. А когда их обидел проезжавший мимо тунгусский князец, они обрушили свою ярость на город.
Легенда якутского или тунгусского происхождения, услышанная участниками научной экспедиции 1969—1970 годов в низовьях Индигирки, рассказывает, что однажды во время ярмарки (у городской крепости) шаман увидел заражённый недугом сундук с сокровищами и приказал бросить его в прорубь, но жадный священник ему воспротивился, и когда сундук открыли — люди бросились и разобрали все лежавшие в нём вещи. А на следующий день город был охвачен чёрной оспой. Погибли все, вместе со священником, выжила лишь маленькая девочка Тарабукина, которая дожила до 105 лет и умерла в 1913 году. В языке русскоустьинцев для обозначения оспы сохранилось выражение «зашиверская погань».
После гибели города он почти нигде не упоминался. О существовании на месте бывшего города церкви в XX веке впервые было сказано в отчёте 1933 года о проведении Индигирской гидрографической экспедиции, которая случайно обнаружила остатки города в 1931 году.
Археологические раскопки на месте Зашиверского острога и, частично, прилегающей к нему территории проводились в 1969—1971 годах экспедицией СО АН СССР. Раскопки позволили установить исторические данные, отсутствующие в письменных источниках. Короткое лето и вечная мерзлота (лёд начинался на глубине 25—30 см) помешали археологам закончить раскопки, в частности, не был найден культурный слой XVII века.
В ходе экспедиции под слоем торфа были обнаружены остатки острожных стен, полы-настилы башен, а также ремесленной мастерской в 15 метрах от колокольни. Выявлены следы наводнения и двух пожаров, один из которых погубил часть стен крепости. Были найдены медные монеты, относящиеся к XVIII веку; «идол» и шахматная фигурка из кости мамонта, стеклянные бусы, куски слюды и стекла, железный нож и другие предметы. (По материалам Википедии)
Vue de la Ville de Zaschiversk
Grave par Adam
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
В этом лоте предлагается подлинная антикварная гравюра, не копия и не репродукция.
.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1