Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

1857 год. Валаамский монастырь на Ладожском озере, гравёр Л. Серяков

1857 год. Валаамский монастырь на Ладожском озере, гравёр Л. Серяков
Размер: 31,2 х 24,6 см. Гравёр Л. Серяков - лучший гравёр и единственный академик гравюры на дереве в России. Лубок, многотоновая печать с переливом цвета от голубого до черного.

Читайте подробнее в описании к товару
9000 руб. Артикул: 23691 Задать вопрос по этому товару

 

Редкость! Подлинная антикварная русская гравюра 1857 года печати.
Возраст более 160 лет.
 
 
Валаамский монастырь на Ладожском озере
 
 
 
   Размер листа: 31,2 х 24,6 см. Чистая обратная сторона. Многотоновая печать с переливом цвета от голубого до черного. Лубок, ксилография с тоном; размер изображения 12,8 х 19 см. Гравёр Л. Серяков, печатник К. Рихтер. Лаврентий Авксентьевич Серяков (1824—1881) - с 1853 года пользуется известностью лучшего гравёра на дереве в России, с 1854 года первый и единственный в России академик гравюры на дереве.
 
 Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии (Ладога, Карелия).
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.
 Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год.
 К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.
 В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоёванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор.
 В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения. В 1765 году в монастыре жило всего 11 монахов.
 Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 году, начал большое каменное строительство. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом с тех пор возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом 1000 пудов.
 В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи.
 Наибольший подъём обители пришёлся на XIX век. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов.
 Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.
 К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии — лютеранство), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей.
 Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов монастырь попал в зону боевых действий. В декабре 1939 года началась эвакуация с Валаама.
 В январе-феврале 1940 года советская авиация бомбила строения монастыря. Бомбёжки были частыми: 6, 19, 20, с 21 по 28 января, со 2 по 4 февраля и с 10 по 16 февраля 1940 года. О бомбардировках Валаама писали в белоэмигрантской прессе.
 Эвакуировавшиеся монахи увезли с собой всё самое ценное, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери (иконописец — иеромонах Алипий, в миру — Алексей Константинов), другие святыни и колокола (в наше время межцерковные переговоры о возвращении подлинника Валаамской иконы Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет). 18 марта 1940 года над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора, возвестивших о прекращении жизни обители[16]. Монахи осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми, где основали Ново-Валаамский монастырь.
 На Валаам был командирован для отбора рукописей и книг из монастырской библиотеки и архива историк Сергей Миляев. В 1940 году вышла статья Миляева о монастыре в журнале «На рубеже», где сообщалось следующее:  "вплоть до 1940 г. Валаам был маленьким «государством монахов» — мракобесов, эксплоататоров, банкиров, затем — шпионов и диверсантов, форпостом международной контрреволюции на границе с Советским Союзом. Это «государство» по площади было в 30 раз больше, чем Ватикан — «государство» папы Римского, вдвое больше княжества Монако — осколка феодальной Европы. А доходы валаамских монахов были в четыре раза больше, чем доходы княжества Монако."
 Осенью 1940 года на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, членский состав которой в 1941 году отправился на оборону Ленинграда. 20 сентября 1941 года Валаамский архипелаг был занят финнами.
 В 1942—1944 годах монастырь был восстановлен и действовал. Финская армия оплачивала монастырю постой в его строениях, причём на эту плату обитель приобретала себе продукты. На Валаам вернулась лишь небольшая часть эвакуированной в 1940 году братии, причём монашествующие принимали участие в боях против СССР (двое были награждены финскими орденами).
 19 сентября 1944 года финские войска и монахи покинули Валаамский архипелаг. Позднее там было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция.
 В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда в том числе принудительно помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград. Переведён на материк в 1984 году.
 Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников.
 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие скиты.
 Валаамский монастырь — ставропигиальный, то есть находится под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси.
 В Валаамский монастырь ежегодно прибывают свыше 100 тысяч паломников, из которых около 90 тысяч — туристы.
 Епископ Панкратий предложил создать правовые механизмы, регулирующие порядок паломничества в Валаамский монастырь, поскольку даже природа архипелага не выдерживает 100-тысячного людского натиска за три летних месяца.
 
 Лаврентий Авксентьевич Серяков (1824—1881) — русский художник-гравёр, первый академик гравирования по дереву Императорской Академии художеств.
 Лаврентий Серяков родился 28 января 1824 года в местечке Жиздра Калужской губернии в семье солдата 3-го карабинерного полка, происходившего из крестьян села Холопова Солигаличского уезда Костромской губернии.
 Осенью 1832 года был зачислен в кантонисты 3-го карабинерного полка (по упразднении полка в 1833 г. был переведён в Киевский гренадерский полк); был певчим в полковом, а с осени 1834 г. и в дивизионном хоре; в 1836 г. зачислен в полковые музыканты; два года спустя определён в батальон военных кантонистов в Псков.
 В 1843 году Серяков переведён писарем в Санкт-Петербург, в департамент военных поселений. Здесь у Серякова развилась страсть к чтению и рисованию; обратив на себя внимание начальства своим искусством в черчении и рисовании, он, по экзамену, был определён в топографы и, не желая жить в общей казарме с товарищами и имея нужду в собственном угле — для себя и для матери — Серяков поступил в дворники в дом в Озёрном переулке. Не оставляя занятий рисованием, Серяков успевал отправлять свои служебные задания как топографа, так и дворника. К этому времени, 1846 год, относятся его первые опыты гравюры на дереве, которые он исполнял самоучкой, без знания малейших к тому приёмов, простым перочинным ножом.
 В апреле 1847 года топограф Серяков определён, по повелению императора Николая I, в Императорскую Академию художеств, а в 1853 г. получил звание художника за превосходно выполненную гравюру на этюд Рембрандта «Голова старика в профиль».
 С 1853 года Лаврентий Авксентьевич уже пользуется известностью лучшего гравёра на дереве в России и в следующем году он стал первым и единственным в России академиком гравюры на дереве. Политипажи и, в особенности, портреты, им исполненные украшают множество русских повременных и отдельных изданий в России и некоторые иллюстрированные издания во Франции. В частности, Серяков работал для следующих изданий: «Всемирной иллюстрации» (62 гравюры), «Сказки, рассказы, очерки и речи Лабуля», «Нива» (1870—1873), «Русская старина» (1870—1881), «Семья и школа», «Народные сказания. Сборник для юнош» (СПб., 1871), «История русской литературы» Полевого (СПб., 1872), «Сказки Кота-Мурлыки» (СПб., 1872), «Сборник рукописей, представленных Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (СПб., 1872—1873), «Отечественная история» Рождественского (СПб., 1873, 1875, 1877, 1880), «Модный свет» (СПб, 1867—1883), «Русская библиотека», «Кругозор» (СПб., 1876), «Павловск. (1777—1877)». Один перечень исполненных им гравюр занимает в «Русской старине» (том XXXI, июнь) несколько страниц мелкой печати.
 Серяковым была основана школа последователей и учеников — гравёров на дереве. В числе его учеников можно назвать: П. Ф. Борисова, В. В. Матэ, И. И. Матюшина, Г. И. Грачева, К. Крюгера, Я. Я. Яннико и других.
 В 1874 году Серяков по расстроенному здоровью уехал за границу и с тех пор работал исключительно по заказам журнала «Русская старина», также в то время им были написаны воспоминания, напечатанные в «Русской старине» в 1875 году (том XIV).
 Серяков скончался 2 января 1881 года в городе Ницце и там же был похоронен. В том же году в «Русской старине» был напечатан обширный очерк «Жизнь и произведения гравёра Л. А. Серякова» (тт. XXX, февраль; XXXI, июнь) принадлежащий перу Н. П. Собко.
 Гравюра Серякова, изображающая шахматиста А. Д. Петрова, послужил основой для картины Григория Мясоедова «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).  (По материалам Википедии)
 
 
 
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA
размещен для защиты прав на изображение, на
приобретаемых Вами товарах логотипа нет.
 

.



Рекомендуем