Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

Литография 1903 года. Мюрат раздает сувениры русским казакам

Отечественная война 1812 года, французы в Москве, литография 1903 года
Размер 30,9 х 24 см. В Москве кавалерия французов смешалась с отступающими русскими не проявляя друг к другу вражды и демонстрируя взаимное уважение

Читайте подробнее в описании к товару
6000 руб. Артикул: 25138 Задать вопрос по этому товару
Подлинная антикварная хромолитография 1903 года.
Раритет возрастом более 120 лет.
 
 
 
Французы в Москве. Мюрат раздает сувениры отступающим русским казакам.
 
 
 
 Размер листа 30,9 х 24 см. Хромолитография с акварели Жака Мари Гастона Онфруа де Бревилля (творческий псевдоним Жоб), издание "Мюрат" [Murat. Texte de G. Montorgueil; Aquarelles de Job], автор Октав Лебег (псевдоним Жорж Монторгейль, 1857-1933 гг), издатель Лайбрери Ашетт (Libr. Hachette), Париж, 1903 год. Хорошее коллекционное состояние литографии, текст на французском языке с обратной стороны листа.
 
 "Москва – город золотой, город святой! Только что французы шли мучительным походом в печали туманов. Здесь же эта занавесь темноты разорвана; отсюда открывается вид на великолепие Востока. Москва! Разве же это не та земля обетованная, конец всем испытаниям и их последний этап, где гигантская Слава, путешествующая по миру из Арколы (Арколы - места силы, созданные богами для поддержания жизни на планете), остановится в своем шествии?
 В город, сдавшийся победителям без штурма, Мюрату выпала честь войти первым (14 сентября 1812 года).
 Человеческий ли это город или город-могила, где жизнь нигде не проявляется и где фасады домов остаются для наших солдат враждебными, таинственными и молчаливыми? Однако тут и там встречаются уродливые бородатые существа с грязными волосами, запутавшимися в меховых шапках, которые кажутся любопытными и в то же время пугливы, как дикие дети. Они смотрят на незнакомцев своими узкими пылающими волчьими глазами, и в особенности на того всадника в ярких одеждах, которого они уже видели издалека в дыму битвы.
 Они подходят к нему и, словно желая убедиться в его истинной человечности, и прикасаются к нему. А он, польщенный этими почестями, как щедрый принц Запада, развлекает себя раздачей им безделушек и даже часов своих офицеров, забавляясь их удивлением, которое выражается в варварском смехе."
 
 Оккупа́ция Москвы́ великой армией под командованием императора Наполеона I продолжалась чуть больше месяца, со 2 (14) сентября по 8 (20) октября 1812 года и стала переломным моментом Отечественной войны 1812 года.
 За время оккупации город был разграблен и опустошён пожаром, причины которого вызывают споры у историков. В последний раз перед этим Москва была занята иностранными войсками ровно за 200 лет до этого.
 После Бородинского сражения, в котором русская армия понесла тяжёлые потери, главнокомандующий Кутузов приказал 27 августа (8 сентября) 1812 года отступить по направлению к Москве на Можайск с твёрдым намерением сохранить армию.
 Оценив тяжёлое и опасное положение растянувшийся по Москве русской армии, обременённой большим числом раненых и многочисленными обозами, а также не имея возможности долго удерживать неприятеля на её подступах, командующий русским арьергардом генерал от инфантерии М.А. Милорадович решил вступить в переговоры с командующим французским авангардом маршалом И. Мюратом. С этой целью Милорадович послал к Мюрату штабс-ротмистра лейб-гвардии Гусарского полка Ф.В. Акинфова с запиской за подписью дежурного генерала Главного штаба русской армии полковника П.С. Кайсарова, в которой говорилось: «Оставленные в Москве раненые поручаются гуманности французских войск». На словах же Милорадович велел от его имени передать Мюрату, что "Если французы хотят занять Москву целою, то должны, не наступая сильно, дать нам спокойно выйти из неё с артиллериею и обозом; иначе генерал Милорадович перед Москвою и в Москве будет драться до последнего человека и, вместо Москвы, оставит развалины."
 Мюрат ответил: «Напрасно поручать больных и раненых великодушию французских войск; французы в пленных неприятелях не видят уже врагов», так же после некоторого раздумья Мюрат уведомил русского посланника «желая сохранить Москву», он принимает условия Милорадовича и будет продвигаться «так тихо», как угодно русским, но с тем условием, чтобы французские войска могли занять город в тот же день. Кроме этого, во время диалога Мюрат попросил Акинфова как уроженца Москвы уговорить жителей города сохранять спокойствие, гарантируя, что им не будет причинено никакого вреда и не будет взята ни малейшая контрибуция.
 Французская армия начала входить в Москву 2 (14) сентября во второй половине дня, по сути, идя по пятам покидающей её русской армии. Случалось, что кавалерия из французского авангарда смешивалась с казаками русского арьергарда, при этом не только не проявляя друг к другу враждебных отношений, но и порой демонстрируя взаимное уважение.
 
 
 Жак Мари Гастон Онфруа де Бревилль, известный под псевдонимом Жоб (фр. Jacques Onfroy de Bréville dit Job; 25 ноября 1858, Бар-ле-Дюк — 15 сентября 1931, Нёйи-сюр-Сен) — французский художник-иллюстратор и униформист, выдающийся мастер батального рисунка.
 Будущий художник окончил одну из самых известных и престижных частных школ Франции — коллеж Станислава в Париже. После этого он хотел поступить в Национальную высшую школу изящных искусств, но этому воспротивился его отец. Тогда Жак записался во французскую армию. Уже в 1882 году он вернулся в Париж, однако навсегда сохранил вкус к патриотизму и милитаризму, который перенёс в живопись. Только в 1886 году он поступил в Национальную школу и начал выставляться на Парижском салоне, где его работы получили смешанные отзывы.
 После этого Жоб стал работать как иллюстратор, в том числе книг, предназначенных для подростков. Однако и здесь он выбирал книги с патриотическим сюжетом, а его рисунки с энциклопедической точностью воспроизводили военную форму и реалии изображаемой эпохи. Рисовал Жоб и карикатуры. А его иллюстрации к жизнеописанию Джорджа Вашингтона были высоко оценены в США.
 Работа Жоба не осталась незамеченной. Он был награждён орденом Почётного легиона. Реконструированная студия Жоба является частью экспозиции музея Меца. Творчество художника, наряду с творчеством его коллег, Детайля и Кнётеля, считается вехой в живописной униформистике — научно корректном и художественно эффектном изображении военной формы различных эпох. 
 
 Иоахи́м Мюра́т (фр. Joachim Murat; правильное традиционное произношение — Жоаше́н Мюра́, современное — Жоаки́м Мюра́; 25 марта 1767, Лабастид-Фортюньер, Гиень, Франция — 13 октября 1815, Пиццо, Калабрия, Неаполитанское королевство) — наполеоновский маршал, великий герцог Берга в 1806—1808 годах, король Неаполитанского королевства в 1808—1815 годах.
 Был женат на сестре Наполеона Каролине Бонапарт. За боевые успехи и выдающуюся храбрость Наполеон вознаградил Мюрата в 1808 году неаполитанской короной. В декабре 1812 года Мюрат был назначен Наполеоном главнокомандующим французскими войсками в Германии, но самовольно оставил должность в начале 1813 года. В кампании 1813 года Мюрат принял участие в ряде сражений как маршал Наполеона, после разгрома в битве под Лейпцигом вернулся в своё королевство на юг Италии, а затем в январе 1814 года перешёл на сторону противников Наполеона. Во время триумфального возвращения Наполеона к власти в 1815 году Мюрат хотел вернуться к Наполеону в качестве союзника, но император отказался от его услуг. Эта попытка стоила Мюрату короны. Осенью 1815 года он, по версии следствия, попытался силой вернуть себе Неаполитанское королевство, был арестован властями Неаполя и расстрелян.
 Наполеон о Мюрате: «Не было более решительного, бесстрашного и блестящего кавалерийского начальника… Он был моей правой рукой, но, предоставленный самому себе, терял всю энергию. В виду неприятеля Мюрат превосходил храбростью всех на свете, в поле он был настоящим рыцарем, в кабинете — хвастуном без ума и решительности».
 
 Луи Кристоф Франсуа Ашетт (Louis Christophe François Hachette, 5 мая 1800 - 31 июля 1864 гг) - французский издатель, основавший в 1826 году парижскую книгоиздательскую и торговую компанию, выпускавшую книги и прочие материалы для системы школьного образования. На базе компании Луи Ашетта в 1919 году была создана международная издательская группа Ашетт (Hachette).
 Издательский дом и общество ныне имеют представительства по всему миру. «Hachette Filipacchi Médias» издаёт во Франции 47 журналов. Выпускает в год свыше 50 млн и распространяет 80 млн книг, контролирует две крупные ежедневные газеты — France Soir и Paris-Presse-L’Intransigeant («Пари-пресс-Энтрансижан»). Владеет 49 % акций компании по распространению печати «Нувель мессажри де ла пресс паризьен». «Hachette» финансирует компанию «Монопресс», производящую музыкальные пластинки, а также компанию по производству телефильмов — Tele-A. Имеет филиалы в других странах Западной Европы и в ряде стран Африки.
 
 Октав Лебег (5 ноября 1857, Париж — 24 апреля 1933, Париж) — французский журналист и писатель. Он наиболее известен под псевдонимом Жорж Монторгейль, хотя он также писал как «Жан Вальжан» (в честь главного героя «Отверженных») и «Карибер». Он также создавал либретто для опер и мюзиклов.
 
 Оригинальный текст издания, комментирующий изображение на литографии (автор Октав Лебег, 1857 - 1933 гг; в стоимость лота не входит):
 
 "Moscou, la ville dorée, la ville sainte! Tout à l'heure c'était encore la marche pénible dans la tristesse des brumes. Voici qu'un rideau se déchire; il s'ouvre sur les splendeurs de l'Orient. Moscou! n'est-ce point la terre promise, la fin des épreuves, l'étape dernière où va s'arrêter dans sa marche la Gloire géante qui, depuis Arcole, parcourt le monde ?
 Dans la ville qui se livre sans assaut aux vainqueurs de la Moskowa, Murat aura l'honneur de pénétrer le premier (14 septembre 1812).
 Est-ce une cité humaine ou un tombeau que la vie n’y apparaît nulle part et que les façades des maisons restent, devant nos soldats, hostiles, mystérieuses et muettes? De-ci de-là pourtant, des êtres laids et barbus, leurs chevéux crasseux emprisonnés dans des bonnets fourrés, se montrent curieux et à la fois peureux comme des enfants sauvages. Ils regardent ces étrangers de leurs yeux de loups aux flammes longues, et surtout ce cavalier habillé de couleurs voyantes qu'ils ont, de loin, déjà aperçu dans la fumée des combats.
 Ils viennent jusqu'à lui, et comme pour s'assurer de son humanité réelle, ils le touchent. Et lui, flatté de ces hommages, en prince d'Occident fastueux, se distrait à leur distribuer des babioles et jusqu'aux montres de ses officiers, amusé de leur surprise qui se traduit dans un rire barbare aux dents aiguës."
 
 
 
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
 
 
.
 
Посмотреть все хромолитографии из серии про Мюрата


Рекомендуем