1939 год. Мадонна Литта, серия Государственный Эрмитаж
Размер листа 35,5 х 27 см. Отпечатано в 1939 году специально для Всемирной выставки в Нью-Йорке.
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Старинная Советская репродукция,
отпечатанная в 1939 году специально
для Всемирной выставки в Нью-Йорке.
Серия "Государственный Эрмитаж"
Искусство, Москва - Ленинград, 1939 год.
Мадонна Литта.
Размер листа ~ 35,5 х 27 см
Лист малого формата с изображением
наклеен на лист полукартонной бумаги
большого формата с тиснением,
чистая обратная сторона. Лист
с картиной сопровождает
лист с описанием.
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
«Мадо́нна Ли́тта» — картина из собрания Эрмитажа в Санкт-Петербурге (инв. ГЭ-249), традиционно атрибутируемая как произведение итальянского художника и учёного Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, приблизительно датируемая периодом 1481—1495 годов. Название картины происходит от имени её последних владельцев — представителей миланского семейства графов Литта, у которых она была приобретена в российскую императорскую коллекцию в 1865 году. Техника выполнения произведения — живопись темперой на деревянной доске, в XIX веке переведённая на холст, размер полотна — 42 × 33 см.
Композиционный тип Мадонны, кормящей грудью Младенца Христа, восходит к византийскому иконографическому типу Богоматери Галактотрофусы, или Млекопитательницы (греч. Γαλακτοτροφούσα), и относится к его итальянскому варианту — Мадонне Умиления (итал. Madonna dell’Umiltà). Близкий вариант: Мадонна дель Латте (итал. Madonna dell’Latte — «Мадонна молочная, кормящая молоком»). Подобная монография получила распространение в искусстве итальянского проторенессанса под византийским влиянием, в частности в алтарных картинах итало-критской школы и венецианской террафермы (области Венето) в XIII—XVI веках. Полуфигура Мадонны в синем мафории (в католическом искусстве плащ Девы Марии изображается синим) вписывается в характерный «леонардовский треугольник», а на тёмном фоне выделяются два симметрично расположенных арочных окна, в которых виден «лунный пейзаж» — эти детали также часто повторяются в произведениях Леонардо да Винчи. Младенец пристально смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь Матери. В левой руке ребёнок держит щеглёнка (добавлен позднее неумелым «копиистом»), что соотносит картину с иной иконографией: Мадонны со щеглом.
Достоверно история картины прослеживается с 1784 года, когда она была приобретена у некоего Джузеппе Ро князем Альберико Барбиано ди Бельджойозо. После смерти князя Бельджойозо картина перешла в коллекцию его зятя Антонио Литта-Висконти-Арезе, 1-го герцога Литта — представителя знатного миланского рода Литта; от имени последнего она получила своё современное наименование (прежде она была известна как «Мадонна с Младенцем»).
В 1864 году советник императорского Эрмитажа в Петербурге барон Борис Кёне получил письмо из Милана от внучатого племянника 1-го герцога Литта — Антонио Литта-Висконти-Арезе, 3-го герцога Литта (1819—1866), владевшего в Милане фамильной картинной галереей, с предложением приобрести «Мадонну с Младенцем» вместе с несколькими другими картинами. Предложение объясняется тем, что члены семьи были тесно связаны с Россией. В частности, граф Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе (в русской традиции Юлий Помпеевич Литта; 1763—1839), младший брат 1-го герцога Литта, служил командором Мальтийского ордена и советником императора Павла I; он был женат на графине Екатерине Скавронской, племяннице светлейшего князя Г. А. Потёмкина.
В следующем году выехавший в Милан директор Эрмитажа С. А. Гедеонов отобрал из состава галереи четыре картины и приобрёл их за сто тысяч франков: «Мадонна, кормящая Иисуса», «Состязание Аполлона и Марсия» (считавшуюся в то время работой Корреджо), «Венера, кормящая Амура» (считавшуюся картиной Пармиджанино, позднее Лавинии Фонтана) и «Мадонну» работы Сассоферрато.
Мадонна, написанная темперой на деревянной доске, из-за плохого состояния была переведена реставратором А. С. Сидоровым с дерева на холст — обычная практика во многих музеях XIX века — и в том же 1865 году заняла почётное место в экспозиции только что выстроенного здания Нового Эрмитажа, где и находится по настоящее время. На новое приобретение откликнулись писатель Д. В. Григорович и критик В. В. Стасов. Однако сразу же появились сомнения в принадлежности картины кисти Леонардо да Винчи. Коллекционер и знаток А. И. Сомов предложил считать картину начатой самим Леонардо, а законченной кем-то из его учеников, например Амброджо де Предисом.
А. Н. Бенуа, как и Джованни Морелли, категорически отрицал авторство Леонардо да Винчи. Действительно, превосходная композиция и мастерский рисунок картины, в особенности типично леонардовская голова Мадонны (что подтверждает близкий рисунок, хранящийся в парижском Лувре), плохо сочетаются с «нелеонардовским» Младенцем и грубой, посредственной живописью, с чёрной растушевкой контуров. «Резкий свет, — писал Бенуа, — доходящий местами до грубости, подбор красок (лишь частью пострадавших от времени и реставрации); промахи и недовершения в лепке (например, руки Мадонны или складки её тюника у разреза на груди) — всё это говорит за то, что перед нами работа ученика — превосходного, впрочем, художника и человека, вполне усвоившего задачи учителя… Вопрос остаётся открытым, и потому благоразумнее называть Мадонну Литту просто „работой ученика Леонардо“».
Исследование картины в рентгеновских лучах показали, что грубые прописи добавлены позднее неумелой рукой «реставратора». Обилие чёрной растушёвки — результат позднейших «поновлений». В некоторых местах, например, на синем плаще Мадонны, краска просто стёрта. Щеглёнок в левой руке Младенца также написан позднее согласно другой иконографии: «Мадонны со щеглёнком». Возможно, что «Мадонна Литта» создавалась по рисунку Леонардо да Винчи либо начата им самим в конце первого, флорентийского, периода творчества, до отъезда в Милан в 1482 году, но оставалась незаконченной, как и многие другие картины этого художника. Возможно также, что Леонардо взял незаконченную картину с собой в Милан и позднее она была дописана одним из его учеников, вероятнее всего Больтраффио.
Всемирная выставка в Нью-Йорке (1939 New York World's Fair) была открыта 30 апреля 1939 года и длилась до 27 октября 1940 года. Выставочный ареал располагался в парке Флашинг-Медоус–Корона и занимал площадь 4,9 км², что является пока не побитым рекордом. Выставку посетило около 44 миллионов человек. Выставка была разделена на зоны по темам (транспорт, коммуникация, продовольствие, управление и т.д.).
На Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке экспонировались памятники Ленину и Сталину, выполненные в 1938 году из розового гранита скульптором Меркуровым и представлявшие собой уменьшенные копии его же памятников, установленных в 1937 году в Дубне на канале имени Москвы. Впоследствии памятник Ленину был установлен в Киеве на Бессарабской площади. Памятник Сталину сначала был в Москве в Измайловском парке (тогда ПКиО им. Сталина), во времена "культа личности" его убрали, а затем, по решению Московского Городского Совета народных депутатов от 24 октября 1991 года был перенесён в Парк Искусств.
The Madonna Litta
Leonardo da Vinci
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
Фото листа с описанием, сопровождающего лист с картиной:
Фото титульного листа альбома
(в стоимость не входит):
.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1