1857 год. Валаамский скит на Ладожском озере, гравёр Л. Серяков
Размер: 31,4 х 24,6 см. Гравёр Л. Серяков - лучший гравёр и единственный академик гравюры на дереве в России. Лубок, многотоновая печать с переливом цвета от голубого до черного.
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Редкость! Подлинная антикварная русская гравюра 1857 года печати.
Возраст более 160 лет.
Валаамский скит на Ладожском озере
Размер листа: 31,4 х 24,6 см. Чистая обратная сторона. Многотоновая печать с переливом цвета от серо-голубого до черного. Лубок, ксилография с тоном; размер изображения 12,6 х 18,5 см. Гравёр Л. Серяков, печатал В. Ратке. Лаврентий Авксентьевич Серяков (1824—1881) - с 1853 года пользуется известностью лучшего гравёра на дереве в России, с 1854 года первый и единственный в России академик гравюры на дереве.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии (Ладога, Карелия).
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.
Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год.
К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.
В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоёванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор.
В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения. В 1765 году в монастыре жило всего 11 монахов.
Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 году, начал большое каменное строительство. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом с тех пор возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом 1000 пудов.
В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи.
Наибольший подъём обители пришёлся на XIX век. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов.
Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.
К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии — лютеранство), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей.
Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов монастырь попал в зону боевых действий. В декабре 1939 года началась эвакуация с Валаама.
В январе-феврале 1940 года советская авиация бомбила строения монастыря. Бомбёжки были частыми: 6, 19, 20, с 21 по 28 января, со 2 по 4 февраля и с 10 по 16 февраля 1940 года. О бомбардировках Валаама писали в белоэмигрантской прессе.
Эвакуировавшиеся монахи увезли с собой всё самое ценное, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери (иконописец — иеромонах Алипий, в миру — Алексей Константинов), другие святыни и колокола (в наше время межцерковные переговоры о возвращении подлинника Валаамской иконы Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет). 18 марта 1940 года над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора, возвестивших о прекращении жизни обители[16]. Монахи осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми, где основали Ново-Валаамский монастырь.
На Валаам был командирован для отбора рукописей и книг из монастырской библиотеки и архива историк Сергей Миляев. В 1940 году вышла статья Миляева о монастыре в журнале «На рубеже», где сообщалось следующее: "вплоть до 1940 г. Валаам был маленьким «государством монахов» — мракобесов, эксплоататоров, банкиров, затем — шпионов и диверсантов, форпостом международной контрреволюции на границе с Советским Союзом. Это «государство» по площади было в 30 раз больше, чем Ватикан — «государство» папы Римского, вдвое больше княжества Монако — осколка феодальной Европы. А доходы валаамских монахов были в четыре раза больше, чем доходы княжества Монако."
Осенью 1940 года на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, членский состав которой в 1941 году отправился на оборону Ленинграда. 20 сентября 1941 года Валаамский архипелаг был занят финнами.
В 1942—1944 годах монастырь был восстановлен и действовал. Финская армия оплачивала монастырю постой в его строениях, причём на эту плату обитель приобретала себе продукты. На Валаам вернулась лишь небольшая часть эвакуированной в 1940 году братии, причём монашествующие принимали участие в боях против СССР (двое были награждены финскими орденами).
19 сентября 1944 года финские войска и монахи покинули Валаамский архипелаг. Позднее там было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция.
В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда в том числе принудительно помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград. Переведён на материк в 1984 году.
Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников.
18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие скиты.
Валаамский монастырь — ставропигиальный, то есть находится под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси.
В Валаамский монастырь ежегодно прибывают свыше 100 тысяч паломников, из которых около 90 тысяч — туристы.
Епископ Панкратий предложил создать правовые механизмы, регулирующие порядок паломничества в Валаамский монастырь, поскольку даже природа архипелага не выдерживает 100-тысячного людского натиска за три летних месяца.
Лаврентий Авксентьевич Серяков (1824—1881) — русский художник-гравёр, первый академик гравирования по дереву Императорской Академии художеств.
Лаврентий Серяков родился 28 января 1824 года в местечке Жиздра Калужской губернии в семье солдата 3-го карабинерного полка, происходившего из крестьян села Холопова Солигаличского уезда Костромской губернии.
Осенью 1832 года был зачислен в кантонисты 3-го карабинерного полка (по упразднении полка в 1833 г. был переведён в Киевский гренадерский полк); был певчим в полковом, а с осени 1834 г. и в дивизионном хоре; в 1836 г. зачислен в полковые музыканты; два года спустя определён в батальон военных кантонистов в Псков.
В 1843 году Серяков переведён писарем в Санкт-Петербург, в департамент военных поселений. Здесь у Серякова развилась страсть к чтению и рисованию; обратив на себя внимание начальства своим искусством в черчении и рисовании, он, по экзамену, был определён в топографы и, не желая жить в общей казарме с товарищами и имея нужду в собственном угле — для себя и для матери — Серяков поступил в дворники в дом в Озёрном переулке. Не оставляя занятий рисованием, Серяков успевал отправлять свои служебные задания как топографа, так и дворника. К этому времени, 1846 год, относятся его первые опыты гравюры на дереве, которые он исполнял самоучкой, без знания малейших к тому приёмов, простым перочинным ножом.
В апреле 1847 года топограф Серяков определён, по повелению императора Николая I, в Императорскую Академию художеств, а в 1853 г. получил звание художника за превосходно выполненную гравюру на этюд Рембрандта «Голова старика в профиль».
С 1853 года Лаврентий Авксентьевич уже пользуется известностью лучшего гравёра на дереве в России и в следующем году он стал первым и единственным в России академиком гравюры на дереве. Политипажи и, в особенности, портреты, им исполненные украшают множество русских повременных и отдельных изданий в России и некоторые иллюстрированные издания во Франции. В частности, Серяков работал для следующих изданий: «Всемирной иллюстрации» (62 гравюры), «Сказки, рассказы, очерки и речи Лабуля», «Нива» (1870—1873), «Русская старина» (1870—1881), «Семья и школа», «Народные сказания. Сборник для юнош» (СПб., 1871), «История русской литературы» Полевого (СПб., 1872), «Сказки Кота-Мурлыки» (СПб., 1872), «Сборник рукописей, представленных Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (СПб., 1872—1873), «Отечественная история» Рождественского (СПб., 1873, 1875, 1877, 1880), «Модный свет» (СПб, 1867—1883), «Русская библиотека», «Кругозор» (СПб., 1876), «Павловск. (1777—1877)». Один перечень исполненных им гравюр занимает в «Русской старине» (том XXXI, июнь) несколько страниц мелкой печати.
Серяковым была основана школа последователей и учеников — гравёров на дереве. В числе его учеников можно назвать: П. Ф. Борисова, В. В. Матэ, И. И. Матюшина, Г. И. Грачева, К. Крюгера, Я. Я. Яннико и других.
В 1874 году Серяков по расстроенному здоровью уехал за границу и с тех пор работал исключительно по заказам журнала «Русская старина», также в то время им были написаны воспоминания, напечатанные в «Русской старине» в 1875 году (том XIV).
Серяков скончался 2 января 1881 года в городе Ницце и там же был похоронен. В том же году в «Русской старине» был напечатан обширный очерк «Жизнь и произведения гравёра Л. А. Серякова» (тт. XXX, февраль; XXXI, июнь) принадлежащий перу Н. П. Собко.
Гравюра Серякова, изображающая шахматиста А. Д. Петрова, послужил основой для картины Григория Мясоедова «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907). (По материалам Википедии)
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA
размещен для защиты прав на изображение, на
приобретаемых Вами товарах логотипа нет.
.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1