Фото-тинто-гравюра 1912 года. Решетка Летнего сада, СПБ
Размер листа 28,9 x 21,7 см. Фото-тинто гравюра серии "Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей", издание Московского Товарищества "Образование", типография "Русского товарищества"
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Подлинная старинная фото-тинто гравюра 1912 года печати.
Возраст раритета более 110 лет.
Санкт-Петербург, решетка Летнего сада.
Размер листа гравюры: 28,9 x 21,7 см. Фото-тинто гравюра редкого издания 1912 года "Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей" А.И. Успенский, Московское Товарищество "Образование". Плотная полукартонная бумага, чистая обратная сторона.
Ограда Летнего сада со стороны Невы — памятник архитектуры, расположенный в Санкт-Петербурге с северной стороны Летнего сада.
До начала благоустройства набережных Невы в 1763 году Летний сад выходил непосредственно к реке. При благоустройстве был создан насыпной берег шириной около 50 метров и Прачечный мост; стало необходимо огородить сад и создать проезды в него со стороны Невы.
Внешне ограда состоит из гранитных столбов и железных звеньев с орнаментальными украшениями, сделанными из позолоченной бронзы. Одинарные копья чередуются с параллельными брусьями, которые охвачены круглой розеткой, за счёт чего число остриев копий уменьшено вдвое, что смещает акцент со скрепляющей копья посередине горизонтальной тяги. Ворота соответствовали бы стилю ампир, если бы не панно с вазами в верхней части — «компонованными с просветами, как на чертежах Гюкье, но в чистейшем стиле Людовика XVI».
Звенья были выкованы в 1773—1777 годах в тульском заводе купца Денисова, а столбы вытесаны мастеровыми села Путилова, рядом с которым находились каменоломни. Изначально проект ограды не предусматривал вазы и урны (также гранитные, из рапакиви), они были установлены в 1784 году. У ваз сделаны простые по рисунку, но красивые ручки.
Предположительно автор ограды — Ю. М. Фельтен, в смете на постройку стоит его подпись. Известно, что в создании проекта ограды принимал участие П. Е. Егоров. В литературе с созданием ограды также связываются имена Ивана Фока, Даниила Вунша (мастеров по отливке), Жан-Батиста Валлен-Деламота, В. Баженова и Кваренги (хотя также отмечается, что оснований для упоминания трёх последних нет).
Изначально была сделана деревянная модель решётки, по ней были определены размеры и заданы пропорции. Предполагалось, что столбов будет 15, после сноса второго Летнего дворца запланированная длина изменилась в большую сторону. Смета и чертёж на изготовление медных деталей выполнены не Фельтеном, хотя допускается, что их делал его помощник по его задумке. Пётр Егоров участвовал в строительстве с ноября 1772 года. В окончательном варианте было установлено 36 гранитных столбов и 32 звена решётки, одни большие ворота и двое малых — все напротив трёх главных аллей сада. Рядом с большими воротами в 1866 году было совершено покушение Д. В. Каракозова на Александра II, после чего в 1870 году на их месте Р. И. Кузьминым была создана часовня, снесённая, в свою очередь, в 1930 году с заменой пустого пространства на звено решётки. При реставрации 2009—2011 годов Центральные ворота были восстановлены.
Одновременно с установкой южной ограды Летнего сада по рисунку Л. И. Шарлеманя в 1826 году были сделаны вееробразные решётки, дополнившие оригинальную ограду.
Внешним видом решётки восхищались, среди прочих, К. Н. Батюшков, В. А. Рождественский и Д. И. Соколов.
После блокады Ленинграда при реставрации очищался и промывался гранитный цоколь, были выправлены и окрашены графитом погнутые звенья, заново золотились накладные металлические украшения. При реставрации в 1950-х годах часть утраченных деталей была выполнена из алюминия.
Во второй половине XVIII века ворота и решётка сада красились методом воронения, и, следовательно, были чёрными; на протяжении ряда реставраций предполагалось, что требуется окрашивание в серый цвет, но в 2011 году было принято решение окраски в чёрный цвет современными технологиями.
"Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей" - издание, выпускавшееся с 1911 по 1915 год; содержит редкие фотографии начала 20-го века, описывающие достопримечательности Петербурга: виды знаменитых частных строений, общественных зданий и сооружений, виды петербургских дворцов, храмов и набережных, а так же усыпальницы императоров и членов царской семьи, памятники видным событиям и деятелям русской истории. «Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей» издавалась под редакцией А.И. Успенского (1873-1938 гг.), причем четыре выпуска вышли с его авторскими статьями. Успенский ввёл в научный оборот огромный объем архивных данных по истории создания и бытования Большого Царскосельского и Александровского дворцов, павильонов Екатерининского и Александровского парков. Написанные профессиональным архивистом, эти труды во многом являются первоисточником не дошедших до нашего времени исторических материалов. Большое внимание автор уделял описанию жизни императоров и придворных в Царском Селе, основанных на мемуарных свидетельствах современников и камер-фурьерских журналов. Фотографии отпечатаны в технике фото-тинто-гравюры несколькими сериями. Каждая серия состояла из папок, содержащих отдельные, несброшюрованные гравюры, отпечатанные на плотной полукартонной бумаге. Издание представляет историческую и коллекционную ценность.
Успенский Александр Иванович (1873, село Венев Монастырь Тульской губернии - 1938, Москва), историк, искусствовед, доктор богословия (1917), доктор теории и истории искусств (1918). В 1894-99 учился в Петербургской духовной академии и Петербургском археологическом институте. С 1899 работал архивариусом Московского отделения Общего архива Министерства Императорского двора. Готовил к публикации документы Оружейной палаты, Государевой и Царицынской мастерских, Приказа золотых и серебряных дел и других учреждений. Одновременно занялся изучением архитектуры и живописи Москвы. С 1899 член-корреспондент, с 1906 действительный член Московского археологического общества. В 1900 выступил в Обществе духовного просвещения с докладом «Судьба первой церкви на Москве» (опубликован в 1901) о разрушенной в 1847 церкви Иоанна Предтечи (Спас на Бору). Был одним из инициаторов создания и председателем Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной архитектуры Москвы и Московской епархии. С 1907 преподавал в созданном по его инициативе Московском археологическом институте. После 1917 занимался преимущественно преподавательской деятельностью. Похоронен на Введенском кладбище.
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1