Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

17-18 век. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери

1600-1700-е гг. Феодоровская Богородица, икона, два ковчега
Размер 30 x 25 х 2.5 см. Почитается как одна из святынь дома Романовых, предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии Царя Михаила Фёдоровича

Читайте подробнее в описании к товару
50000 руб. Артикул: ART0120 Задать вопрос по этому товару
Живописное произведение христианского православного искусства.
Аналой, двойной ковчег, 17-18 век.
 
 
 
Феодоровская икона Божией Матери.
 
 
 
 
   Размер 30 x 25 х 2.5 см. Живописное произведение христианского православного искусства. Аналой, двойной ковчег, доска с двумя пазами под задние шпонки, реставрация (чистка, поновление), по нижнему краю доски древние следы от жучка (неактивен и отсутствует). Примерный период создания 17-18 век.
 
 
 Фео́доровская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы, находящаяся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой.
 Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича. Празднование иконе совершается 14 (27) марта и 16 (29) августа.
 О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городца. В начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь сгорел.
 Существует несколько преданий о втором обретении иконы.
 Предание первое. Согласно Повести о явлении чудотворной иконы Феодоровской, 15 августа 1239 накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. Воин пронес икону через весь город, а на следующий день костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни во время охоты увидел икону Богородицы, висящую на дереве.
 При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви церкви святаго великомученика Феодора Стратилата. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь. В настоящее время на этом месте находится храм Спаса на Запрудне.
 В явленной иконе жители Городца, пришедшие в Кострому, узнали пропавший чудотворный образ из Городца, а в воине — святого великомученика Феодора Стратилата. Впоследствии князь Василий повелел построить каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, а церковь в честь Феодора Стратилата устроить в приделе этого храма, куда была помещена икона. Поэтому икона стала именоваться Феодоровской. Событие явления иконы было столь значительным, что алтарь Успенского собора оказался обращен не на восток, а на север, — в сторону места обретения иконы.
 Предание второе
 Оно повторяет сюжет вышеизложенного, но отличается в датах и имени князя. Согласно ему, икону обрёл 16 августа 1263 года младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич. Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином. В память об этом обретении иконы было установлено празднование иконе на 16 августа. В Cказании приводится подробный рассказ о 35 чудесных исцелениях, случившихся в первое десятилетие после поновления образа в 1636 году. Почти все описанные случаи исцелений произошли с жителями Костромы или её окрестностей.
 Предание третье
 Икону нашёл князь Юрий Всеволодович (1188—1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. Икона постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает второе предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.
 Согласно этой версии, своё название икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего в святом крещении имя Феодор.
 Это и другие события потом легли в основу сказания об иконе. Так или иначе, икона была перенесена из разорённого Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата.
 К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает о двух пожарах деревянной церкви). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере: "…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере."
 Последнее чудо позже получило название «Чудо от Феодоровской иконы Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона, вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную Феодоровскую часовню.
 В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейшим преданиям, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери.
 Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 года и на следующий день, 24 (14) марта, было принято Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать, и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца, посольство взяло с собой местную чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и многие иконы, а после согласия Михаила Федоровича возглавить страну «бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской». День стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.
 Феодоровская икона стала особо почитаемой в новом царском роду. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII века становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа.
 С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Также внук Петра I Карл Петер Ульрих (будущий император Пётр III) при переходе из лютеранства в православие и объявлении его наследником русского престола стал именоваться Петром Фёдоровичем. Эта традиция восходит ещё к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора. (По материалам Википедии)
 
 

ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
 
 
 
 
 
 
 
 
 

.



Рекомендуем