17-18 век. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери
Размер 30 x 25 х 2.5 см. Почитается как одна из святынь дома Романовых, предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии Царя Михаила Фёдоровича
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Живописное произведение христианского православного искусства.
Аналой, двойной ковчег, 17-18 век.
Феодоровская икона Божией Матери.
Размер 30 x 25 х 2.5 см. Живописное произведение христианского православного искусства. Аналой, двойной ковчег, доска с двумя пазами под задние шпонки, реставрация (чистка, поновление), по нижнему краю доски древние следы от жучка (неактивен и отсутствует). Примерный период создания 17-18 век.
Фео́доровская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы, находящаяся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой.
Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича. Празднование иконе совершается 14 (27) марта и 16 (29) августа.
О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городца. В начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь сгорел.
Существует несколько преданий о втором обретении иконы.
Предание первое. Согласно Повести о явлении чудотворной иконы Феодоровской, 15 августа 1239 накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. Воин пронес икону через весь город, а на следующий день костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни во время охоты увидел икону Богородицы, висящую на дереве.
При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви церкви святаго великомученика Феодора Стратилата. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь. В настоящее время на этом месте находится храм Спаса на Запрудне.
В явленной иконе жители Городца, пришедшие в Кострому, узнали пропавший чудотворный образ из Городца, а в воине — святого великомученика Феодора Стратилата. Впоследствии князь Василий повелел построить каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, а церковь в честь Феодора Стратилата устроить в приделе этого храма, куда была помещена икона. Поэтому икона стала именоваться Феодоровской. Событие явления иконы было столь значительным, что алтарь Успенского собора оказался обращен не на восток, а на север, — в сторону места обретения иконы.
Предание второе
Оно повторяет сюжет вышеизложенного, но отличается в датах и имени князя. Согласно ему, икону обрёл 16 августа 1263 года младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич. Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином. В память об этом обретении иконы было установлено празднование иконе на 16 августа. В Cказании приводится подробный рассказ о 35 чудесных исцелениях, случившихся в первое десятилетие после поновления образа в 1636 году. Почти все описанные случаи исцелений произошли с жителями Костромы или её окрестностей.
Предание третье
Икону нашёл князь Юрий Всеволодович (1188—1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. Икона постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает второе предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.
Согласно этой версии, своё название икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего в святом крещении имя Феодор.
Это и другие события потом легли в основу сказания об иконе. Так или иначе, икона была перенесена из разорённого Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата.
К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает о двух пожарах деревянной церкви). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере: "…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере."
Последнее чудо позже получило название «Чудо от Феодоровской иконы Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона, вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную Феодоровскую часовню.
В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейшим преданиям, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери.
Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 года и на следующий день, 24 (14) марта, было принято Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать, и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца, посольство взяло с собой местную чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и многие иконы, а после согласия Михаила Федоровича возглавить страну «бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской». День стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.
Феодоровская икона стала особо почитаемой в новом царском роду. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII века становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа.
С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Также внук Петра I Карл Петер Ульрих (будущий император Пётр III) при переходе из лютеранства в православие и объявлении его наследником русского престола стал именоваться Петром Фёдоровичем. Эта традиция восходит ещё к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора. (По материалам Википедии)
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1