Гравированная карта 1690 года. Россия, Московия
Размер листа карты 69,3 х 51,9 см. Картограф Исаак Масса (1586 - 1643 гг) - долгое время жил и работал в Москве в качестве торгового представителя и посла, автор сочинений о Русском государстве
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Большая, редкая, подлинная антикварная географическая карта 1690 года.
Возраст раритета около 340 лет.
Карта Московии.
Размер листа карты 69,3 х 51,9 см. Отпечатана оттиском с гравированной медной пластины. Бумага верже с характерной "решеткой" на просвет, центральный издательский сгиб листа. Карта музейного уровня, в очень хорошем коллекционном состоянии для раритета возрастом в три с половиной века. Карта отпечатана в конце XVII века - в 1690 году (около 340 лет назад).
Картограф Исаак Масса (1586 - 1643 гг) - долгое время жил и работал в Москве в качестве торгового представителя и посла, автор сочинений о Русском государстве. Картограф-издатель Пискатор Николас Висхер II (Вишер, Фишер, 1649-1702 гг.) - один из представителей знаменитого издательского дома Пискаторов.
Издание "Малый Атлас, или весь мир, созданный усилиями Нико. Вишера, 1690 год. Малая или краткая география, содержащая мир Земли." [Atlas minor sive totius orbis terrarum contracta delinea ex conatibus Nico. Visscher. 1690. Minor sive Geographia Compendiosa, qua Orbis Terrarum.]
Издание карты Московии Пискатора 1690 года гораздо более редкое, чем все другие выпущенные ранее вариации этой карты Исаака Масса издания 1630-50-ых гг.
Карта Московия составлена голландским торговцем Исааком Массой во второй четверти 17-го столетия, который часто бывал и длительное время проживал в Московии в период с 1601 по 1634 гг. Известно, что в Москве он приобрел несколько рукописных местных планов, которые использовал для создания своих карт.
Вглядитесь в далекое прошлое, изображенное на этом изысканном произведении печатного искусства, созданном издателем Николасом Висхером вторым (Пискатором). Эта карта, название которой переводится как «Южная часть Московии», представляет подробный вид южной и центральной России, раскрывая не только географию, но и историю и политику того времени.
На карте изображен символом города со множеством церквей город Москва, политический, экономический и культурный центр России 17-го века. Сухопутный путь на север по направлению к Архангельску (главная дорога в Европу) – обозначен часто именованными населёнными пунктами от Москвы до Вологды – через Переславль-Залесский и Ярославль.
Интересно, что, кроме всего прочего, на карте изображен несуществующий водный путь из Дона в Волгу «Fossa Кamouz» и ниже надпись «Pereuolok» (переволок - судов по суше между реками). Известно всего несколько карт XVII в., на которых он указан. Еще в 16-ом веке турецкий султан пытался сделать между Доном и Волгой канал, но потерпел неудачу, а первый инженерный проект канала в этом месте появился только во времена Петра Первого (проект так же не был реализован). А Волго-Донской канал был успешно построен в 20 веке.
Многие географические объекты на карте именуются древними архаичными именами: Maeotis palus — Азовское море («Меотийское болото» - античное название), Rā — река Волга, Tanais — река Дон (азвание реки Танаис произошло от имени древнегреческого речного божества Танаис, сына Океана и Тефии).
Эта карта — не просто произведение искусства; это окно в прошлое, предлагающее взглянуть на политические разногласия южных регионов России с позиции истории XVII века. Южные регионы России на карте носят наименование "OGRAINA DIKOIA" - Дикая Окраина. А земли по западному берегу Азовского моря носят название "CRIMEA" - Крым, при этом сам полуостров Крым называется "TAURICA CHERSONESUS" - Херсонес Таврический.
Три искусно выполненных картуша украшают карту. Первый картуш демонстрирует величие русского самодержавия - в окружении вооруженных пиками и луками стрельцов в кафтанах под величественной царской короной изображен Герб Российского государства - Двуглавый Орел с медальоном на груди, изображающим Герб Москвы - Святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змия.
Второй картуш демонстрирует название карты и имя автора. Он украшен роскошным обрамлением в стиле барокко, поддерживаемом боярином и боярыней в короне. Третий картуш демонстрирует масштаб карты в германских милях и русских верстах. Он украшен группой людей в мехах (купцов и боярынь), держащих в руках символы материального благополучия - соболинные шкуры.
Эта карта с ее подробным изображением городов; миниатюрными фигурами лесов, людей (воинов в стане кочевников), животных (оленей, медведей, лис, коней) и кораблей; архаичными древними наименованиями мест и восхитительными гравированными барочными картушами, несомненно, станет ценным дополнением к любой коллекции.
Исаа́к Абрахамсон Ма́сса (нидерл. Isaac Abrahamszoon Massa, также Massart, Massaert; 7 октября 1586 — 1643 гг) — голландский торговец, путешественник и дипломат, картограф, автор сочинений о Русском государстве. Посланник Генеральных штатов Голландии к Русскому государству, немало способствовавший процветанию торговли между двумя странами. Автор записок, описывающих события Смутного времени, и карт Восточной Европы и Сибири.
Родился в семье богатого торговца сукном, незадолго до его рождения переселившейся в Харлем из Льежа или из Тиса в Валлонии, куда она, в свою очередь, перебралась из Антверпена, разорённого в 1585 году войсками герцога Пармского Алессандро Фарнезе.
В 1601 году послан был своими родителями в Москву, для обучения торговому делу. Изучил здесь русский язык и около 1607–1608 гг. завёл собственную торговлю шёлком, разбогател. Стал свидетелем событий второй половины царствования Бориса Годунова, пережил захват Москвы Лжедмитрием и был выслан в 1608 году в Архангельск, где отверг предложение нидерландского купца Исаака Ле Мэра принять участие в очередной экспедиции по отысканию северо-восточного морского пути, а в следующем 1609 году, перед падением царя Василия Шуйского, выдворен был вместе с другими иностранными купцами из России. Запись в его сочинении о получении им уже в пути известия об освобождении Москвы М. В. Скопиным-Шуйским, свидетельствует о том, что на родину он возвратился весной 1610 года.
По прибытии на родину, составил описание событий 1601—1609 году, получившее название «Краткого известия о Московии», которое посвятил вышеназванному Морицу Оранскому. В 1612 году опубликовал две статьи о событиях в России и географии Сибири, в частности, земли самоедов, вошедшие в сборник нидерландского географа Гесселя Герритса. Сопроводил их подробной картой северных берегов России, вдоль Белого, Баренцева и Карского морей, от Архангельска до Печоры.
В 1612 году снова прибыл в Россию в звании посланника Генеральных штатов Голландии, проведя в ней довольно долгое время. Завоевав здесь некоторый авторитет, получил немало ценной информации, как от русских бояр, дворян и дьяков, так и жителей Немецкой слободы в Москве. В 1614 году вступил в конфликт в английским посланником Джоном Мерриком за право торговли с Московским государством и доступа к Каспийско-Волжскому торговому пути. Сопровождал в Нидерланды русские посольства Степана Ушакова и Семёна Заборовского в 1614-м и Ивана Кондырева и Михаила Неверова в 1615 году. В 1615 году обсуждал с царём Михаилом Федоровичем условия военного союза с Нидерландами против Швеции.
В 1619 г. во время большого пожара в Архангельске сгорели все его товары, Масса на время вновь уехал на родину.
В апреле 1622 года женился на Беатрис ван дер Лаен, дочери бургомистра Харлема. После её смерти вступил в брак с Марией ван Вассенберг. Один из его сыновей по имени Якоб был в 1660 году студентом в Утрехте, другой по имени Виллем служил в Харлеме нотариусом.
В 1625 году перешёл на шведскую службу, получив дворянство. В 1628 году участвовал в шведском посольстве Антона Мониера в Москву. Последний раз посетил Россию в 1634 году. В 1639 году фельдмаршал и член регентского совета Шведского королевства Якоб Делагарди справедливо отметил, что Масса обладал способностью «весьма ловко узнавать секреты любых лиц».
Умер между 1635 и 1643 годами, возможно, в Лиссе.
В 1612 г. Масса в сборнике нидерландского географа Г. Герритса опубликовал две статьи о путях в Сибирь и её народах с приложением карты Русского Севера (в переводе на русский язык изданы М. П. Алексеевым). Составил карты Русского государства и отдельно его северной, южной и северо-западной частей, план Москвы в двух видах. Впоследствии Масса стал одним из наиболее известных и талантливых картографов своего времени и внес значительный вклад в развитие картографии в XVII веке.
Исаак Масса был известен своей техникой гравировки, которая позволяла ему создавать очень детализированные карты с высоким разрешением. Его карты были не только очень точными, но и красочными и украшенными замечательными деталями. Он также использовал множество декоративных элементов, включая изображения существ и фигур из мифологии. Его карты по-прежнему остаются важным источником информации для историков, географов и любителей картографии по всему миру.
Масса - автор одного из лучших описаний Смутного времени, оказавшего значительное влияние на отечественную историографию, – «Краткое повествование о начале и происхождении современных войн и смут в Московии…».
Рассматривая события русской Смуты в рамках противоборства между католическими и протестантстскими державами Европы, Масса видел в России не только торгового партнера, но и естественного союзника последних, трактуя с этой точки зрения ключевые события её истории. Так, в отличие от своих современников Конрада Буссова и Жака Маржерета, он считал Лжедмитрия I не простым авантюристом-самозванцем, а ставленником Речи Посполитой и Ватикана.
Интересный факт - Фонд Исаака Массы в Гронингене стремится стимулировать научные и культурные контакты между Российской Федерацией и Нидерландами.
Пискаторы (лат. piscator — рыбак) — латинизированное название, под которым был известен в Европе XVII века издательский дом голландских гравёров и картографов Висхеров (Фишеров, Visscher).
У истоков семейного дела стоял амстердамский гравёр и издатель Клас Янсон Висхер (Claes Jansz Visscher, 1587—1652), который обеспечивал потребности всей Европы в картах (преимущественно настенных), атласах и офортах с городскими видами.
Пискатор-старший был талантливым рисовальщиком и гравёром, однако в истории искусства остался как издатель «Лицевой Библии» (лат. Theatrum Biblicum, 1650), пять сотен резцовых гравюр на меди которой были изготовлены по рисункам фламандских и голландских мастеров предшествующего поколения.
После смерти основателя дом Пискаторов возглавил его сын Николас (Клас) Висхер (Фишер) Первый (1618—1679). Семейное дело продолжал внук Николас Висхер Второй (1649—1702). Помимо издания Библии, Николас Висхер Второй публиковал в основном пейзажи, портреты и географические карты. Он также был издателем гравюр Эсайас ван де Велде и Давида Винкбонса, оказал большое влияние на живописца Руланта Рогмана и его сестру Гертруду. После смерти Николаса Второго семейным предприятием до 1726 года руководила его вдова. Основную часть продукции в это время составляли репринты изданий предыдущего столетия.
Наиболее известное издание — «Библия Пискатора» (лат. Theatrum Biblicum, 1650). Пять сотен резцовых гравюр на меди этого издания были изготовлены по рисункам фламандских и голландских мастеров предшествующего поколения. Это издание было необычайно популярно именно из-за своих иллюстраций, которые служили в качестве иконографических источников для многих живописцев, гравёров, художников-декораторов, в том числе и русских стенописцев Костромы, Ярославля и Москвы. В Москву «Библию Пискатора» привозили голландские торговцы. Уже в 1653 году она была знакома русским художникам. Сотни образов, почерпнутых изографами из Библии Пискатора, украсили стены храмов по всей центральной России, от Московского Кремля до Троицкого монастыря, — везде, где работали художники верхневолжского круга. Альбом переиздавался Пискаторами шесть раз. В России он распространялся со стихотворными славянскими подписями.
MOSCOVIAE PARS AVSTRALIS
Auctore Isaaco Massa
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
Карта послужит хорошим подарком начальнику, партнёру, коллекционеру гравюр и антиквариата,
украсит кабинет, жилую комнату, загородный дом и офис, станет интересным экспонатом музея.
.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1